Ко Дню российского предпринимательства эксперты сети магазинов «Пятёрочка» проанализировали изменения в портрете бизнесменов, работающих в сфере офлайн-торговли. Аналитики изучили данные порядка 70 франчайзи, открывших магазины под брендом «Пятёрочка», из которых 42 стали партнерами торговой сети в 2023-2024 годах.
- Средний возраст предпринимателей, начинающих бизнес в ритейле, снизился до 30-35 лет. В прошлом году этот показатель превышал 40 лет. Эксперты «Пятёрочки» объясняют это тем, что молодые предприниматели, уже имеющие опыт в сегментах HoReCa и других областях, все чаще рассматривают ритейл как вариант для второго бизнеса или диверсификации.
- Основная часть владельцев магазинов – мужчины (94%), но также встречаются случаи, когда бизнес ведут семейные пары (5%). Кроме того, увеличивается доля владельцев магазинов, которые ранее не занимались бизнесом. В настоящее время среди новых франчайзи их около 10%, в то время как до 2023 года такие случаи были единичными. Как правило, это бывшие топ-менеджеры крупных компаний с управленческим опытом, решившие уйти с работы по найму и вложить накопления в собственное дело.
- Примерно 50% новых франчайзи «Пятёрочки» до открытия магазина активно развивали другой бизнес в течение 3-5 лет, чаще всего в сфере общепита. Многие из них до 2022 года были франчайзи иностранных компаний, но затем переориентировались на отечественные бренды. Бывшие рестораторы часто переходят в ритейл, так как в этих сферах схожие принципы масштабирования сети и объемы инвестиций. Продуктовый ритейл привлекает их также стабильностью: выручка на этом рынке растет ежегодно в среднем на 15%.
- Возросла доля владельцев помещений, которые решают не сдавать их в аренду, а открывать магазины. До 2023 года такие случаи были редки, а сейчас их доля среди новых франчайзи составляет 50%. Это связано с тем, что при удачной локации годовая доходность магазина может быть в 2-2,5 раза выше, чем при сдаче недвижимости в аренду. Однако управление магазином требует от собственника большего погружения в операционные задачи.
- Франчайзи стали быстрее масштабировать бизнес. Если до 2023 года между открытием первой и второй точки по франшизе проходило в среднем 7-10 месяцев, то сейчас – менее 5 месяцев. Это стало возможным благодаря усовершенствованию модели сотрудничества с партнерами, что облегчает развитие собственных мини-сетей магазинов.
- На данный момент франчайзинговая сеть «Пятёрочки» насчитывает более 360 магазинов в 36 регионах России.
- Торговая сеть использует модель обратного франчайзинга, при которой она берет на себя все вопросы по товарообороту, ценообразованию, логистике и маркетингу. Франчайзи не нужно платить роялти: они делают первоначальные инвестиции в помещение и оборудование для магазина, а после открытия ежемесячно получают долю от выручки в виде агентского вознаграждения.
«Благодаря стабильности рынка и развитию франшизной модели FMCG-ритейл стал привлекательнее как для предпринимателей из смежных отраслей, так и для тех, кто еще не занимался бизнесом. Многие наши новые партнеры приходят из сегментов HoReCa и аренды недвижимости», – отметила Валерия Осташева, руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети «Пятёрочка».