25 декабря 2024 240

Проблемы поколений Z, X и бэби-бумеров на рабочем месте. Что эффективнее — обучить новичка или найти опытного сотрудника? Мнение экспертов

 

Каждое поколение приносит в работу свои особенности. Бэби-бумеры (1946–1964 гг.) известны амбициозностью и трудолюбием. Поколение X (1965–1980 гг.) ценится за самодостаточность и способность адаптироваться. Миллениалы (1981–1996 гг.) выделяются хорошими техническими навыками и командным духом. Поколение Z (с 1997 года по настоящее время) акцентирует внимание на гибкости рабочего времени, здоровье и технологичности.

Чтобы сохранить ценные кадры, компании в Азии начали создавать условия труда, которые соответствуют ценностям их сотрудников. Это помогает повысить продуктивность, улучшить удовлетворенность и укрепить корпоративный дух. 

Результаты исследования Mercer показали, что многие работодатели сталкиваются с трудностями на фоне технологических изменений — 62% компаний внедряют новые технологии, но не меняют сам процесс работы. При этом треть сотрудников планирует покинуть компанию в течение года, а 49% считают, что их работодатель не ценит их усилий.

Чтобы не потерять опытных сотрудников, компаниям следует сосредоточиться на четырех приоритетах: повышении продуктивности, укреплении доверия и справедливости, поддержке корпоративного иммунитета и создании цифровой культуры. Эти шаги помогут не только повысить эффективность, но и снизить уровень выгорания, который затронул 83% сотрудников в Азии.

Российские компании также сталкиваются с оттоком сотрудников старшего возраста на фоне внедрения новых технологий. Но это касается преимущественно сотрудников пенсионного возраста, хотя и они активно осваивают все новые технологии. По данным сервиса SuperJob, средний возраст работников в России в 2024 году продолжает расти. Например, средний возраст инженера по эксплуатации зданий составляет 52 года, управляющего объектом недвижимости — 50 лет. Средний возраст плотника вырос с 43 до 46 лет, директора магазина — с 42 до 45 лет, инженера-проектировщика — с 38 до 42 лет, кладовщика — с 39 до 42 лет, архитектора — с 34 до 40 лет, а кассира — с 32 до 37 лет.

Редакция HF.ru узнала у действующих предпринимателей, что нужно делать, чтобы сохранить ценные кадры на фоне внедрения новых технологий.

ББорис Сазонов,
генеральный директор
Студии игр
«Кураж продаж»

У меня средний возраст сотрудников — 35 лет. Мы активно используем искусственный интеллект как для создания игр, так и для их продвижения. Кроме того, внедряем современные методы для общения в команде и постановки задач, такие как CRM-системы. Что касается адаптации людей старшего поколения к новым технологиям, то здесь все индивидуально. Я знаю людей старше 60 лет, которые разбираются в современных технологиях лучше, чем их внуки. Согласно общей тенденции, гораздо выгоднее найти сотрудника, уже обладающего необходимыми навыками. Однако, учитывая, что мы занимаемся системным обучением, нам проще и эффективнее обучать людей с нуля.

 

ААлексей Омельченко,
владелец сети
13 RULES 

У нас есть сотрудники разных возрастных групп, и это создает определенную динамику. Средний возраст сотрудников составляет около 25 лет, но это немного обманчивая цифра, так как большинство сотрудников — в возрасте 20–23 лет, и только несколько старше — около 35 лет.  Что касается адаптации старшего поколения к новым технологиям, то я могу сказать только положительные моменты. Люди старшего возраста часто имеют больше опыта и жизненных установок, что дает им серьезное преимущество перед молодежью. Молодые специалисты приходят менее подготовленными, с отсутствием базовых навыков и мотивации, что делает их адаптацию сложной. Обучать новым технологиям или искать уже опытных специалистов — вопрос сложный. В настоящий момент трудно и то, и другое. Обучать молодых сотрудников сложно не только из-за технических навыков, но и потому, что у них часто отсутствуют базовые жизненные установки, такие как ответственность и мотивация. Многие молодые люди не всегда понимают, зачем они приходят на работу, что затрудняет их адаптацию. Опытные, мотивированные сотрудники на рынке труда становятся редкостью, и найти их бывает очень сложно. Если бы была возможность, мы бы предпочли брать только опытных специалистов, но, к сожалению, приходится работать с тем, что есть.

 

ЛЛена Парфенова,
основатель бренда
PlusModa

Сейчас вопрос адаптации рабочих мест для людей разных поколений вряд ли актуален. Проблема не в новых или старых технологиях, а в нехватке рабочей силы. Дефицит специалистов существует в самых разных сферах, и это касается не только технологических изменений, но и базовых кадровых потребностей. Средний возраст сотрудников на большинстве предприятий, особенно там, где требуются рабочие специальности, близок к пенсионному. На многих предприятиях просто нет молодых кадров, они идут в курьеры, где заработок свыше 100 000 рублей в месяц.

Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции. 

Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту [email protected].

12
Как вам статья?
2