26 февраля 2025 65

На что могут рассчитывать мировые бренды, продлевая товарные знаки и оценивая возможность возвращения на российский рынок после трех лет отсутствия? Мнение экспертов

Все больше мировых брендов оценивают возможности возвращения на российский рынок и активно продлевают регистрации товарных знаков. По подсчетам Reuters, иностранные компании, покинувшие Россию с начала 2022 года, потеряли более $107 млрд в виде списаний и упущенных доходов. Пока одни компании занимались импортозамещением, другие наладили параллельный импорт. В результате на полках магазинов появились новые товары, а многие бренды смогли масштабироваться, заняв освободившиеся ниши.

Что касается иностранных компаний — пока одни распрощались с активами и, судя по всему, больше не вернутся на российский рынок, другие уже просчитывают свои прибыли и репутационные риски. Наиболее вероятно возвращение розничных торговцев и производителей продуктов питания. Однако даже для них потребуется время, чтобы убедить инвесторов вернуться на российский рынок. Кроме того, некоторым компаниям будет сложно восстановить прежние позиции. Трудно сказать, стоит ли это их усилий.

Вероятность возвращения бренда Coca-Cola оценивается в 80%, поскольку рынок напитков остается открытым, а спрос сохраняется. Вероятность прямых поставок продукции Nike составляет всего 45%, учитывая, что товары компании сейчас поступают в страну через параллельный импорт. Меньше всего шансов на возвращение у бренда H&M — всего 30%. Все его магазины занял отечественный бренд Gloria Jeans, который ранее был популярен, а теперь еще больше укрепил свои позиции. Подробнее о вероятности возвращения компаний, можно почитать в нашем материале

Редакция HF.ru узнала у действующих предпринимателей, отразится ли на их бизнесе возвращение иностранных компаний. 

ААнастасия Василькова,
директор по развитию
ТМ Choupette

Если говорить об отрасли детской моды в России, то в 2022 году с этой ниши особо никто не ушел. То есть компании либо переименовались, либо перепозиционировались, но иностранные бренды, за исключением, наверное, Zara и H&M, которые имели детские секции, не покинули Россию. Конечно, возвращение иностранных брендов повлияет на фэшн-индустрию в России. Снова начнется переструктуризация, перепозиционирование рынка, и вернется активная турбулентность. Нужно ли ставить жесткие условия для возвращения — это, наверное, вопрос скорее к государству. На мой взгляд, всегда более эффективны не государственные, а рыночные меры регулирования рынка.

 

ННаталья Морозова,
руководитель отдела
маркетинга
«Фитнес-центра 100%»

Возвращение иностранных брендов на российский рынок может сказаться положительным образом на фитнес-индустрии: увеличится выбор качественного инвентаря и экипировки, возрастет интерес к спорту благодаря их маркетинговым кампаниям, а фитнес-клубы получат новые партнерские возможности. Это даст индустрии свежий импульс для роста и привлечет больше людей к активному образу жизни.
Однако за время отсутствия иностранных брендов российские компании адаптировались, заняли освободившиеся ниши и выстроили более лояльные отношения с потребителями. Поэтому просто вернуться недостаточно, нужно заново завоевывать доверие аудитории.
Жесткие условия для возвращающихся компаний могут стать рычагом защиты отечественного бизнеса. Например, требование инвестиций в локальное производство, обязательное партнерство с российскими компаниями или финансовые взносы в экономику. Это позволит не просто вернуть игроков, но и сделать их присутствие более выгодным для страны.
В целом, рынок уже изменился, и возвращающиеся бренды столкнутся с новой реальностью: изменяющимися предпочтениями потребителей, сильной локальной конкуренцией и необходимостью пересмотра стратегий.

 

ББорис Сазонов,
основатель студии игр
«Кураж Продаж»

Это повлияет в лучшую сторону, так как в нашей студии есть линейка современных корпоративных продуктов (бизнес-игр), которые могут быть интересны среднему и крупному бизнесу.  Что касается условий возврата, то этим вопросом должен заниматься МинПромТорг. Я не политик и не экономист, чтобы оценивать риски и стоимость такого «камбэка».

Мнение предпринимателей является субъективным и может не совпадать с мнением редакции.

Если вы хотите рассказать о своем бизнес опыте, пишите нам в Телеграм - @f_hopes_and_fears или на почту [email protected]

Как вам статья?