Новая акция от Wildberries, несомненно, порадовала многих покупателей маркетплейса. Но разочаровала многих предпринимателей, ведь стоимость их товара упала на 25%, и убрать эту скидку невозможно.
И ладно бы один-два дня, но не тут-то было, акция растянулась на целую неделю.
Продавцы Wildberries в негодование. 6 ноября, зайдя в личный кабинет они узнали что их товар стал на 25% дешевле. На запрос в официальный чате маркетплейса «Как убрать данную скидку?», продавцы получили довольно резкий ответ - никак!
Как оказалось, маркетплейс предупредил своих партнеров об акции 5 ноября в конце рабочего дня. В личные сообщения пришло письмо, информирующее о том, что с 6 по 13 ноября будет проходит «Всемирный День Шопинга». На этот период «предлагается» установить скидку на товары в размере 25% на весь ассортимент.
А те, кто отказался от участия, на неделю потеряли возможность реализации товара через маркетплейс.
Значит можно было отказаться? Конечно. Главное вовремя отправить письмо… правда не факт что его прочитают и примут во внимание. Но если продавец своевременно не дал отказ от участия в акции (или его письмо затерялось в общей массе), то товары автоматически попадают под скидку.
Стоит учесть, что 25% суммируются с теми скидками, которые продавец ранее установил на товар.
Чтобы люди не задавали одни и те же вопросы, менеджеры маркетплейса в общем чате разместили следующую информацию:
«В п.4.2 Оферты сказано: «Вайлдберриз вправе отступать от указаний Продавца о цене продажи Товара без предварительного запроса об этом, а именно, применять скидки к Розничной цене, указанной Продавцом, в том числе продать Товар по цене меньшей, чем Розничная цена, указанная Продавцом. Скидки, установленные Вайлдберриз, учитываются при расчете размера Вознаграждения Вайлдберриз в порядке, предусмотренном «Правилами расчета размера Вознаграждения»».
Руководство Wildberries знает, что договор оферты читают в лучшем случае 5% тех, кто его подписывают. И именно этой халатностью они пользуются в своих целях.
Судя по всему Wildberries считает, что без их помощи и участия продавцы не смогут реализовать свой товар. Например, если товар лежит на складе больше недели с момента поступления и не реализуется по заявленной продавцом цене, маркетплейс настоятельно просит сделать скидку, причем достаточно солидную. При этом Wildberries остается в плюсе, ведь они все равно получат свой процент с продажи.
На чем же зарабатывает маркетплейс?
Заключая договор, вы соглашаетесь на процент, который будет получать маркетплейс за размещение и реализацию вашего товара. Процент может быть разный - 10/12/15% согласно договору + доставка + хранение на складе, кстати это обязательный пункт для всех городов, кроме Москвы. В столице можно отгружать товар со своего склада напрямую в ПВЗ (но, на самом деле, этого достаточно сложно добиться).
Хранение товара на складах маркетплейса с июня 2020 года стало стоить 50 копеек за единицу товара в сутки. И это солидные деньги, если выставлять большой ассортимент товара.
Доставка товара до ПВЗ стоит 33 рубля за единицу товара, а если человек отказался от вещи, то еще 33 рубля за доставку обратно до склада. И все это оплачивает продавец. Хотя, если человек отказывается от товара, он платит 50 рублей. Но их маркетплейс забирает себе.
Акции, которые устраивает маркетплейс, являются обязательными для продавцов, и ноябрьское письмо не стало чем-то необычным для постоянных продавцов маркетплейса. Но обычно такие оповещения приходят не за несколько часов до начала акции, тем более в канун «Черной пятницы».
Как оказалось, работа с Wildberries полна сюрпризов. Поэтому предприниматели дают свои комментарии анонимно, боясь санкций со стороны маркетплейсов.
Пост в facebook от Александра Блохина:
Почему-то Вайлдбериз счёл, что я и Кофтёныши самые недовольные. Но! У нас всё хорошо, скидку мы поставили, в акции участвовали... Я просто рассказал у себя на странице что обсуждают в профильных чатах.
Однако... Где-то назад наш менеджер нам сказала (вечером 6 ноября), что Вайлдбериз заблокировал нам поставку именно из-за того, что мы против скидок. Хотя, скидка у нас стоит и товар продаётся.
В ответ на выходку Wildberries, предпринемателя поддержали сразу два крупных маркетплейса - AliExpress Россия и OZON.
Крупный предприниматель из Ивановской области отгрузил на склад в подмосковном Подольске свой товар еще летом. Спустя несколько месяцев, не увидев реализации, решил отозвать товар обратно, но не тут-то было. Товар разослали по нескольким складам, и за его возврат надо платить с учетом дальности склада от Ивановской области. Но это предприниматель узнал не сразу, ведь дописаться и дозвониться до Wildberries просто нереально. Буквально сегодня менеджер компании провел на телефоне 1,5 часа, а потом звонок сбросили, хотя цель была так близка, с 98 в очереди (в начале звонка) он продвинулся до 29 позиции.
Ивановская компания еще летом полностью отказалась от сотрудничества с маркетплейсом и распродает остатки, платя за хранение, т.к. не видит смысла вывозить товар:
«Я считаю, что маркетплейс нашел отличную возможность заработка на продавцах. Устанавливая скидку на товар, независимо от желания и мнения продавца, они же не теряют свой процент. Плюс получают за доставку и хранение. Наша компания разочаровалась в сотрудничестве с маркетплейсом, и сейчас мы делаем упор на развитие собственного сайта. Это гораздо дешевле и выгоднее».
На Lamoda тоже не все в порядке. Об этом рассказал предприниматель из Иваново:
«Не первый год работаю с Lamoda и Wildberries. До карантина с Lamoda проблем не было, сейчас стало сложно дозвониться, на письма тоже отвечают с задержкой в 1-2 дня. В отличие от Wildberries, где у меня снимается 15% с продажи, тут процент в разы выше, у меня, например, 48%. И плюс с сентября ввели обязательную оплату хранения товара на складе. В сентябре и октябре мы отдали за эту услугу больше 25 000 рублей. Но тут скидки ты устанавливаешь самостоятельно. Хотя часто приходят письма рекомендательного характера с информацией о средних ценах и скидках других продавцов на аналогичный товар, реализуемый на маркетплейсе. А вот проблемы с возвратом товара похожи с Wildberries, на мой запрос о возврате не отвечают уже месяц. Насчет стоимости товара на маркетплейсе могу только сказать, что мы самостоятельно вывели формулу установки цены, чтобы и клиентов не отпугнуть, и оптовиков не потерять, ну и, конечно, отбить накрутку маркетплейсов».
Предприниматель из Москвы, много лет сотрудничающий с компанией Ozon:
«Ozon не обязывает своих клиентов устанавливать скидки и, тем более, не делает это за них. Мы поэтому и выбрали Ozon, там и цены, и скидки ты устанавливаешь самостоятельно, а на Wildberries всегда была проблема навязанных скидок».
Еще Wildberries стабильно часто теряет товар. Как это происходит, они объяснить не могут, вероятно, из-за большого потока товара или же элементарной безалаберности сотрудников маркетплейса.
Один из Московских дизайнеров одежды летом отправил несколько коробок товара на склад Wildberries, но при приемке выяснилось, что до склада поехало на 50 единиц товара меньше. Претензию можно составить только через 10 дней. В результате на поиск пропавших моделей ушло около месяца.
Выставлять свой товарт на маркетплейсах или нет - решать предпринимателю. Но прежде, чем подписывать любые договора, обязательно проконсультируйтесь с юристом и оцените, насколько вам это выгодно. Ведь такое «сотрудничество» может полностью убить бизнес.