ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
Сегодня с уверенностью можно сказать о начале эпохи Возрождения в индустрии «винила». Слишком доступная музыка «потребовала» как-то узаконить её ценность, на что меломаны с радостью отреагировали возвращением к истокам, проверенным десятилетиями.
Современные исполнители, почуяв тренд, начали выпускать свои треки на виниловых носителях, а ряд звёзд, наподобие Тейлор Свифт или Оливии Родриго, даже построили часть собственного маркетинга на нём.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
При том, что общая доля «винила» в индустрии звукозаписи на $16 млрд ничтожно мала – меньше 3%, 1 из 10 новых альбомов в году выходил на «виниле» (остальные на CD и совсем мало на аудиокассетах). Можно сказать, что «винил» вернул себе узнаваемость и не кажется нам экзотичным, однако, до сих пор продаётся слишком узконаправленно.
Переломный момент с падения на рост продаж, согласно Nielsen Music, произошёл 16 лет назад. Однако, набирать популярность виниловые пластинки начали с крайне низких значений – всего 8,6 млн продаж. В том же году только в США было продано 74,5 млн CD. При том, что 64,9 млн слушателей скачали любимую музыку, а 377 млрд просто слушали её в потоке (данные BuzzAngle).
В процентном соотношении в этот год «возвращения» к истокам рекорд «винила» побили только аудиокассеты – продажи выросли на 136,1% и составили 99 400 кассет. Правда, в качестве конкурента они выглядят слабо.
А что с современными реалиями? На протяжении 10-ых годов виниловые пластики стабильно набирали популярность. Резкий скачок произошёл в 2020 году в период пандемии и выпал на начало 2021 года.
Только за первое полугодие 2021 в США удалось продать 17 млн виниловых пластинок, общей выручкой на $467 млн. Это в 2 раза превышает аналогичный прошлогодний период.
При этом «винил» впервые опередил компакт-диски (их доля - $205 млн за 16 млн штук) и стал самым продаваемым физическим носителем музыки. Конечно, по сравнению с рынком стриминговых сервисов, это «всего лишь игрушки». За ними 84% рынка мировой музыкальной индустрии.
Тем не менее бизнес-инсайдеры сходятся во мнении, что физические записи из нашей жизни не уйдут, и останутся осмысленной частью жизни для миллионов меломанов по всему миру.
К тому же, кто может посчитать реальные обороты этого рынка? «Винил» десятилетиями торгуют по «тёмным углам» в обход всякой статистики. Маленькие лейблы никогда не предоставляли данные о своих продажах. Сейчас он может выступать, как средство инвестирования, коллекционирования или даже альтернативных расчётов за услуги.
Утратив популярность в 80-ых, виниловые пластинки триумфально вернулись в 2020-2021 годах, но почему меломаны выбирают именно их?
Помимо приятных эмоциональных и тактильных ощущений от возможности «держать музыку в руках», многие убеждены, что виниловые пластинки гораздо лучше передают качество оригинального звука. И, кажется, небезосновательно. Ведь особенность «винила» - это его аналоговая природа.
Проще говоря, звук пластинки идентичен звуку, который музыканты смогли извлечь из инструментов. Звуковая волна стала электроимпульсом и «нарисовала» волну на пластинке, из которой затем можно извлечь точно такой же электроимпульс.
Природа сигнала при этом не изменилась, осталась непрерывной, только была записана «физически». Это и лежит в основе аналоговой звукозаписи.
А чем от этого отличается цифровой сигнал? Здесь поток музыки разбивается на дискретные точки, а их последовательность записывается в файле (как кадры кинофильма). При воспроизведении их с устройства звуковая волна воспринимается слухом, как непрерывная.
В большинстве аудиофайлов частота дискретизации – 44,1 кГц, это означает, за одну секунду наш мозг «услышит» 44100 звуковых точек. На практике определённые различия заметить трудно, однако, специалисты полагают, что слух не так просто обмануть, как зрение.
Наше подсознание «понимает», что перед нами не чистый звук, а «рваный» и неестественный. MP3 файлы не раздражают нас, но разницу между прослушиванием одного и того трека с цифрового носителя и с виниловой пластинки многие различают на слух.
Возникает довольно странный эффект того, что устаревшая технология может нечто, что не в состоянии обеспечить более современные решения. «Винил» хуже «цифры», но именно этим и лучше неё.
Несмотря на рекорды продаж нового времени, есть эксперты, сетующие на скорейшее затухание интереса публики к «винилу».
И одна из причин, как ни странно, то, что производители не успевают справляться с растущим спросом.
Основатель Joyful Noise Recordings (лейбл звукозаписи со станком Presto 6N для изготовления виниловых пластинок) пожаловался, что процесс изготовления «винилового» продукта крайне трудоёмок. На запись песни, продолжительностью 3 минуты, уходит ровно столько же времени. Для промышленных масштабов – это катастрофа.
Сейчас звукозаписывающие компании столкнулись с серьёзным превышением спроса над объёмами производства. Если ещё год назад на выпуск одного альбома от конкретного исполнителя уходил месяц, то сейчас очередь растянулась на год вперёд. Это срывает звёздам сроки, и часть из них уходит.
К примеру, Кевин Морби успел выпустить свою пластинку к осеннему туру, а the Creator, Tyler и The Beach Boys оказались вынуждены отсрочить выпуск альбомов.
Величина звезды при этом роли не играет. Даже Adele перед выпуском альбома «30» задолго заранее, в апреле, анонсировала дату релиза – 19 ноября. Основная причина всё та же – выпуск виниловых пластинок и CD-дисков.
Joyful Noise Recordings получают от каждого клиента по $200 в год за издание каждой пластинки лейблом, однако, удовлетворить потребности всех 500 клиентов компания просто не состоянии.
Джон Брайн, представитель другой фирмы, Important Records, даже заявил в сердцах, что «винил мёртв». Позже под давлением общественности он признал, что формат слишком востребован, чтобы от него отказались.
Есть целый ряд причин, которые привели к задержкам:
А угроза задержек в том, что исполнители, а вслед за ними и потребитель просто разочаруются в «новом виниловом» формате. Он может восприниматься, как очередной «хайповый» товар, и вслед за другими уйти в очередное забвение.
Преданные поклонники виниловых пластинок давно заметили, что новая волна фанатов скупает пластики ради коллекционирования. За последние 2 года производители получили рекордное количество жалоб на мятые обложки.
Причём на вопрос: «А что с воспроизведением?» Люди отвечают: «Мы не распаковывали, до сих пор в термоплёнке», тем самым давая понять, что пластинка им нужна не ради звучания.
Для многих «винил» - это просто культурный код, ритуал. Эта тенденция прослеживалась и раньше, когда копию произведения с «винила» переписывали на магнитную плёнку. Пластинка же просто перепродавалась. После 5 воспроизведений на пластинках появлялся «песочек», и они теряли в цене.
Сейчас коллекционировать «винил» модно. Музыкальная коллекция с редкими экземплярами может даже выступить в роли инвестиционного портфеля. Некоторые пластинки уже стоят миллионы рублей.
Как правило, цену определяют следующие факторы:
О том, какие пластинки сейчас в топах, рассказали владельцы магазинов «винила» Иван Ивановских, Егор Абдалов и анонимный коллекционер по имени Александр.
5 место. Майл Дэвис, Чарльз Мингус и Джон Колтрейн
Джаз – значимое явление в социальной культуре, пусть и менее распространённое в России, чем в США. Эти три музыканта – ярчайшие представители джазового направления.
4 место. MTV Unplugged in New York 1994 год - Nirvana
Культ Кобейна сходится во мнении, что лучшая пластика – «Nevermind», однако, перспективней с инвестиционной точки зрения выглядит «MTV Unplugged», которая сделана накануне смерти Курта.
3 место. Black Sabbath. Первые 4 альбома (с 1970 по 1972 год)
В идеале отыскать издание для Великобритании лейбла Vertigo с чёрно-белой спиралью. Она многим нравится по эстетическим соображениям.
2 место. Physical Graffiti 1975 год - Led Zeppelin
Это наиболее интересный с точки зрения звучания альбом Led Zeppelin. Ценители их творчества знают, что в нём есть и психоделика, и прогрессив, и хеви-металл, и даже немного регги. К тому же он самый популярный. Уже на релизе в 1975 он вышел, будучи «платиновым».
1 место. Dark side of the moon 1973 год – Pink Floyd
Максимум, что вы сможете найти – что-то из переизданий. Не исключено, что альбом и вовсе уйдёт с продажи. Практически «золотая» инвестиция в свой портфель. Например, пластинка Pink Floyd с автографами всей группы оценивается сейчас минимум в 9 000 000 рублей.
Если вы новичок в коллекционировании виниловых пластинок, эксперты дают совет, как определить выгодные инвестиционные вложения:
По мнению владельцев магазинов «винила», создать бизнес на перепродаже редких коллекционных виниловых пластинок очень трудно, никто этим не занимается.
У дилеров другие источники дохода, а винил становится объектом коллекционирования и иногда взаиморасчёта, например, за адвокатские консультации.
В 2017 году в Центре совместной культуры города Казань на 15 кв. метрах открылся музыкальный магазин «Сияние». Двое друзей – Игорь и Булат решили превратить своё увлечение музыкой в небольшой бизнес.
Они закупили мебель, а также музыкальную технику: колонки, «усилок», проигрыватель и за 2 недели открыли свою точку продаж. Основным товаром «Сияния» стали виниловые пластинки.
На тот момент у основателей были широкие знакомства в среде коллекционеров, поэтому стартовый ассортимент товара они выкупили всего за 20 000 рублей, а к нему добавили личную коллекцию винила Булата. Бизнес стартовал не только офлайн, его страницы появились во «Вконтакте» и Instagram.
Игорь признаётся, что вложил в открытие не более 200 000 рублей: 40 000 рублей пошли на музыкальную технику, около 20 000 рублей – на сборные стеллажи. Ещё 20 000 рублей – оплата первого и последнего месяца аренды. Примерно в 70 000 рублей обошёлся ремонт помещения. Остальные деньги (около 30 000 рублей) ушли на полиграфию и рекламу.
Сейчас Булат уехал в Москву, а Игорь поддерживает связь с лейблами и берёт на реализацию пластинки. Источников товара два: люди, которые приносят что-то из своих коллекций и оптовые заказы из-за рубежа у таких же владельцев магазинов.
Размер наценки от 30% для нового «винила» до 1000% и более для подержанного. Иногда в руки попадают действительно крутые вещи, чьи владельцы не понимают их реальной стоимости. Выставка пополняется каждую неделю. Закуп нового составляет до 60% ежемесячного оборота.
Сегодня в каталоге почти 2200 виниловых пластинки и их число постоянно растёт. В среднем, по словам предпринимателя, цена пластинки – 1000 рублей. Самые дешёвые экземпляры продаются по 50 – 100 рублей, а самые дорогие – от 5000 рублей. Кроме «винила» магазин торгует аудиокассетами, CD-дисками и дизайнерскими товарами «под реализацию».
Если судить по подписчикам, основные покупатели – мужчины от 25 до 40 лет. Тем не менее, Игорь говорит, что контингент потребителей крайне разнообразный. Заходят и молодые девушки, и пожилые люди, и даже подростки – все, кого интересует музыка. Сегодня «винил» снова в моде.
Годовой объём реализации «Сияния» - 2500 пластинок, это около 7 пластинок в день. Ежемесячная выручка – 210 000 рублей. Чистая прибыль всего около 30 000 рублей.
На закуп пластинок Игорь ежемесячно тратит от 100 000 до 120 000 рублей. Аренда забирает ещё 10 000 рублей. Оставшиеся 50 000 рублей – это налоги, коммунальные платежи, оплата уборщице, покупка расходников и зарплата наёмного продавца. Бюджета на рекламу у проекта нет.
В Казани есть ещё 2 магазина «винила», но Игорь не считает их конкурентами – слишком разный ассортимент. Кроме того, они вместе делают общее дело: распространяют «виниловую» культуру среди людей.
«Сияние» окупилось ещё в первый год и уже успело принести владельцу более 1 000 000 рублей. Это не самый прибыльный бизнес, но относительно простой и, судя по всему, перспективный.