ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
Стендап – главный юмористический жанр нашего времени. Комики, раскрученные на федеральных телеканалах, собирают большие залы и зарабатывают миллионы. Доступ на большую сцену открыт для каждого: всё зависит от вашего умения «прогреть» и удерживать аудиторию.
Если в США о стендапе знают с 1950-ых годов, а известные комики (Дрордж Карлин, Луи Си Кей, Эдди Иззар) превосходят по популярности рок-звёзд, то отечественный стендап только 10 лет назад вступил на путь своего развития.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
От локальных концертов для 10 – 15 человек и миниатюр, похожих на КВН, индустрия сделала огромный шаг к развитию. Условные Руслан Белый или Павел Воля сегодня способны собрать «Крокус Сити Холл». А человек из Youtube, Данила Поперечный – Ледовый дворец. Сегодня на выступления «Открытых микрофонов» записываются даже школьники.
Николай Куликов, сценарист и один из самых первых российских стендаперов полагает, что для комика есть 3 пути достичь успеха в карьере:
Первый – суметь пройти отборы на какой-либо телепроект. Например, если суметь войти в «Камеди Клаб Продакшн», то продюсеры сумеют раскрутить новичка, при условии, конечно, что он регулярно пишет и подаёт качественный материал.
Второй – зарегистрировать ИП и выступать по договорённости с площадками, скорее всего, даже в разных городах. Популярность можно достичь через Youtube, Tik Tok, Twitter или Instagram.
Принцип действия этого механизма такой же, как у музыкальных исполнителей: часть дохода идёт менеджменту места, в котором проводится выступление, а часть остаётся стендаперу.
Наконец, третий путь – найти работу на заводе. А на самом деле, начинающие комики часто уходят в проведение мероприятий, например, свадеб. Иногда это помогает им набрать материал и вернуться в профессию с новой силой.
Однако, зачем становиться комиком, когда можно открыть свой Stand Up клуб и приглашать комиков к себе? О том, насколько это трудно, рассмотрим на примере Евгения Соколова, организатора Stand Up шоу в Нижнем Новгороде.
Евгений работает программистом, стендапом занимается, как хобби и ради дополнительных денег. До 2014 года он был участником КВН команды «Сборная РФ». Первое время ребята организовывали выступления ориентируясь на западных комиков. Сами выступали, получали признание или стыд, но в любом случае – опыт. На индивидуальном выступлении прокачка навыков идёт значительно быстрее, чем на общем.
Тогда же энтузиазм побудил молодых людей создать первый нижегородский «Открытый микрофон». Среди участников были те, кому в будущем предстояло прославиться – Гурам, Дима Гаврилов и прочие.
Реклама покупалась через социальные сети или «в наглую» рассылалась по друзьям. На самом первом мероприятии удалось собрать 70 человек. Оно проходило в ДК «ГАЗ», стоимость билетов была 150 рублей. На ТНТ во то время не было аналогов, поэтому люди толком не понимали на что они идут. Разумеется, деньги еле-еле отбили аренду зала.
Приходилось объяснять зрителю, что стендап – это не миниатюры, а монологи. В дальнейшем команда стала брать в аренду для своих выступлений кафе и бары. Вход делали бесплатным. Это не слишком приветствовалось владельцами заведений, так как не все гости хотели заказывать еду.
Спустя несколько лет у «открытых микрофонов» сформировался график жанров и выступлений в разных частях города. Возникли даже платные мероприятия по воскресеньям на Маяковке 10. На руки у организатора оставалось от 10 000 до 40 000 рублей в месяц.
Евгений жалуется, что заведения готовы принимать гостей, но не хотят работать с системой скидок и самостоятельно вкладываться в рекламу. Если удаётся пригласить более-менее известного комика, то несмотря на хорошую прибыль от посещаемости, все деньги уходят на администраторов, пиарщиков и звукорежиссёра.
Изменить ситуацию помог приход на пост директора Армена Топашяна. Он вёл коммерческую деятельность в Comedy Club и отслеживал таланты по всей России. Именно он перевёл деятельность «Открытого микрофона» в ярко выраженную коммерческую направленность.
ТНТ просматривали материал, и раз в месяц помогали устраивать концерты в престижных заведениях, где вход стоил 500 рублей, а аренда столика – от 2500 рублей. За выезд на мелкие региональные мероприятия комикам платили от 5000 рублей.
Comedy Club были заинтересованы в сотрудничестве с регионами, поэтому помогали заключать договора с местными организаторами мероприятий. Например, комики «микрофона» выступали на винных дегустациях или открытиях магазинов. Денег это почти не приносило, но у них появлялся опыт и полезные связи.
Сам же Евгений получил возможность съездить на «Открытый микрофон» в Москву и из 800 человек пробился в число 50 лучших. Этих людей пригласили на финальные съёмки. По его словам, условия качественно отличаются от КВН, комики практически живут в тепличных условиях, что помогает им быть максимально продуктивными.
Сейчас основным источником дохода стала региональная узнаваемость. Вместе с небольшой командой комиков Евгений ездит по городам области. Например, за концерт в Шахунье (население 20 000 чел.) команде заплатили 30 000 рублей. Также случаются выступления на разогреве у признанных комиков в Москве, таких как Юлия Ахмедова или Руслан Белый.
Евгений признаётся, что с ростом популярности индустрии открывать свой Stand Up клуб стало модно. Если речь идёт о постоянном заведении, то по затратам это сопоставимо с баром (около 1 200 000 рублей). Ведь именно этот формат наиболее близок публике.
Список нужных разрешений можно запросить в Роспотребнадзоре. Обычно это:
1. разрешение на открытие барного заведения;
2. патент по предпринимательской деятельности (если он предусмотрен в регионе);
3. лицензия на продажу алкоголя и отдельно табачных изделий;
4. разрешение на розничную торговлю;
На старте будут следующие затраты:
1. Регистрация ИП – 800 рублей;
2. Лицензии и разрешения – от 50 000 рублей;
3. Аренда помещения – от 50 000 рублей (100 000 рублей, при оплате за первый и последний месяц);
4. Декоративное оформление – от 10 000 рублей;
5. Мебель и барное оборудование – от 800 000 рублей;
6. Закуп алкоголя и продуктов на месяц – от 100 000 рублей;
7. Рекламные расходы – от 50 000 рублей.
Также не стоит забывать о персонале, необходимом для обслуживания бара. Это администратор (возможно совмещение с барменом), официанты, шеф-повар и уборщик. Стоит задуматься и об охране заведения, ведь неаккуратные шутки со сцены могут спровоцировать посетителей.
Совокупный ФОТ составит от 200 000 рублей в месяц. Ещё до 30 000 рублей уйдёт на коммунальные платежи и прочие расходы. До 25 000 рублей составят налоги. Итого ежемесячные затраты будут от 455 000 рублей.
Зато есть основания к получению неплохой выручки – до 650 000 – 800 000 рублей в месяц. Даже при худшем раскладе, чистая прибыль тут составит от 195 000 рублей в месяц.
При этом, если в регионе сильно развито стендап движение, то начинают работать горизонтальные связи. Ваши друзья приглашают знакомых, на площадку приходят популярные комики.
Конкретно в Нижнем Новгороде, по словам, Евгения тема стендапа развита не так хорошо, как, например, в большинстве остальных миллионников. За вечер выступлений обычно платят от 20 000 до 40 000 рублей плюс оплату проезда. В месяц у стендаперов всего 2-3 концерта.
Если задумываетесь об организации Stand Up мероприятий в своём городе, то стоит узнать несколько полезных фактов:
1. Лучше всего народ привлекается на такие мероприятия раздачей флаеров и рекламой в городских и тематических сообществах. Рекламу стоит делать запоминающейся. Цена печати листовок от 4500 до 8000 рублей. Реклама в ВК и Instagram – от 1000 рублей;
2. Сейчас много комиков, но мало организаторов, поэтому не бойтесь выставлять выгодные вам условия. Комики любят выступать, когда кроме них есть ещё 15 – 20 выступающих. Зрители смотрят внимательно максимум 10 - 15 выступлений.
Нужно искать компромисс между временем проведения мероприятия и количеством участников;
3. Если планируете сотрудничать с местом долгосрочно, на первое выступление приглашайте опытных комиков. Часто владельцы площадок оценивают ваш уровень по уровню тех, кого вы позвали выступать;
4. Стандартная цена входа – 300 рублей. Ниже имеет смысл выставлять только, если уровень комиков совсем низкий или шутки не обкатаны на публике;
5. Организатор обычно получает минимум 10% от суммы, оставленной зрителями в баре, не стоит об этом забывать. Лучший сезон для проведения мероприятий – зима.