ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
Сегодня основным способом связи между клиентом и компанией является онлайн-переписка. На этом фоне расцвели мессенджеры. Twilio провели опрос клиентов известных сервисов и выяснили, что 85% людей желали бы иметь возможность поговорить с поддержкой через сообщения.
При этом, 56% желают общаться именно через мессенджер, а не по горячей линии, а 51% уверены, что компания должна отвечать на сообщения моментально, независимо от времени суток.
В 2022 году до 80% всех коммерческих запросов будет обрабатываться чат-ботами. Этот прогноз выставляет CNBC. От появления ботов выиграли все: клиенты получили быстрые ответы, а бизнес – сокращение затрат на операторов.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
Чат-бот – это автоматизированная система общения с пользователем, за счёт заранее прописанного алгоритма. Они способны выполнять целый ряд задач, которые для живого оператора являлись бы рутиной, например:
Чат-бот способен даже реализовать воронку автопродаж, подогревая пользователя контентом и предлагая услуги. Если рассылка по e-mail в среднем даёт до 15-20 ответов из 100, то чат бот способен доводить этот показатель до 75 ответов. Кроме того, на сообщения бота выше «click rate» и ниже продолжительность ожидания ответа. В среднем она составляет 90 секунд против 120 минут для e-mail.
Роман Милованов, директор Ziax, платформы роботизации, и эксперт курса «Мессенджер-маркетинга», считает, что чат-боты забирают на себя минимум 50% всего трафика обращений. При этом снижаются не только затраты бизнеса в FTE, но и косвенные, которые неисчислимы.
По его словам, чат-боты активно используются и во внутренней жизни компании, ведь они способны обучать новых сотрудников (выступая, как база знаний), отслеживать статусы и даже бронировать комнаты для переговоров.
В бизнесе чат бот решает 2 ключевые задачи:
Чаще всего, в 80% случаев, чат-боты встречаются в мессенджерах: Facebook, Viber, Telegram и неизвестные широкой российской аудитории Slack и Allo.
Однако, функционал чат-бота может быть реализован и на другом интерфейсе:
Чат-бот можно разработать 2-мя способами:
Заказчик сам решает, какие перед ним стоят цели и задачи, и в зависимости от этого либо ищет сервис для самостоятельного создания чат-бота, либо обращается к специалистам.
С точки зрения технологии, чат-бот – это всего лишь серверное приложение, реализующий непосредственно чат за счёт своего API. Для его поддержки нужна следующая инфраструктура: хостинг, облачный или реальный сервер и базы данных.
Чат-бот имеет:
1) Диалоговую систему;
При этом структурированный диалог можно запрограммировать заранее, создав цепочку последовательных команд. А неструктурированный – нельзя. Это функция чат-ботов с самообучением, которые могут генерировать уникальные ответы. На сегодня пока ещё редкая и дорогостоящая.
2) Возможность интегрироваться в другие сервисы;
Например, CMS и CRM-системы, базы данных, менеджеры ежедневных заданий, программы складского учёта и IP-телефония.
3) Админ-панель.
Здесь чат-бот получает дополнительный контент, а также указания параметров своей работы. Кроме того, он позволяет проанализировать эффективность коммуникации с собой.
Александр Дученчук, известный украинский продакт-менеджер, руководитель умных виртуальных ассистентов от «Метинвест», советует бизнесменам чётко понимать, что именно они хотят от функционала чат-бота.
Лучше всего прописать ключевые вопросы, используя обычную майнд-карту (к примеру, MiMind или Miro). Это поможет понять, на какой платформе нужен чат-бот, к какому действую ему следует направлять пользователя, кто этот пользователь, что его интересует, что может отпугнуть.
Такой анализ позволяет создать древовидную систему последовательных сообщений, которая и покажет, возможно ли создание чат-бота собственными силами через low-code и none-code сервисы или стоит искать специалиста.
Конструкторы, в среднем, предоставляют возможность пользоваться одним ботом в течение месяца за сумму около 10 долларов.
Facebook, Telegram и Slack позволяют создавать ботов на собственных платформах. Это бесплатно, но не так интуитивно понятно.
Тема с чат-ботами породила множество сервисов, которые помогут обывателю, без знания кода создать коммерчески успешный чат-бот.
Прежде всего сервисы из «подборки-2022» ориентированы на понятный интерфейс, адекватные тарифные планы, удобную интеграцию в другие места (например, CRM) и поддержку популярных социальных платформ.
Вот так выглядит топ-5:
5. Fasttrack (стоимость по запросу);
4. Botmother (от 999 рублей в месяц);
3. BotKits (от 390 до 1390 рублей в месяц);
2. Flow XO (от бесплатного, до 5 ботов, до 1500 рублей в месяц, до 15);
1. Aimylogic (от 990 рублей до 5900 рублей в месяц).
Директор Ziax, Роман Милованов, настоятельно рекомендует бизнесу обращаться за чат-ботами к специалистам. Ведь программисты и лингвисты сделают итоговый проект лучше, а главное быстрее, чем далёкий от темы человек.
А рентабельно ли это? Давайте оценим стоимость создания чат-ботов в зависимости от сложности и выбранного подрядчика.
Стоимость часа работы в этой сфере – от 800 до 2500 рублей. Цену определяет загруженность и авторитет разработчика, а также необходимость применения к боту функций искусственного интеллекта.
Простейшие боты заказываются на фрилансе у частных лиц за сумму от 10 000 рублей. Агентства, специализация которых «чат-боты», требуют уже от 40 000 рублей. Профессиональные веб-студии возьмут в работу проект от 120 000 рублей. При этом нет гарантий, что он не будет передан подрядчику «пониже рангом».
Если рассматривать с точки зрения выполняемых функций, то ориентироваться можно на следующее: бот для ответов на часто задаваемые вопросы – от 10 000 рублей, для сбора заявок и отправки рассылок – от 18 000 рублей, для интеграции с другой системой, по типу системы учёта – от 75 000 рублей и «в небеса», в зависимости от сложности системы.
Также на сумму напрямую влияет платформа, для которой пишется бот. Если это Telegram, Facebook или популярный у наших украинских соседей Viber, то цена дешевле, ведь в них уже есть встроенный интерфейс. Если же это любимый соотечественниками WatsApp, то цена сразу «взлетает» минимум в 5 раз. Максимальная сумма за разработку чат-бота обычно находится в районе 300 000 рублей.
Дмитрий Зайцев, обозреватель Telega.in, считает, что предельно рентабельная цена за разработку бота для Telegram – 25 000 рублей. Любая сумма выше – напрасная трата средств.
Простой чат-бот студия делает за срок до 10 дней. Фрилансеры работают в срок до 2 недель. Если в техническом задании есть реализация приёма оплаты или интеграция со сторонними сервисами, срок может вырасти до 2-3 месяцев. Самообучающиеся боты создаются за полгода.
Разработкой часто занимаются удалённые сотрудники с навыками создания сайтов, мобильной разработки или просто настройки интернет-рекламы. Часто создание чат-ботов является всего лишь одной из предлагаемых ими услуг.
Вторая группа людей – технический персонал агентства или вебстудии. Третья – люди вообще без опыта, которые ведутся на слово «конструктор», а потому активно демпингуют. Они предоставляют базовые услуги предпринимателям, незнакомым с темой создания чат-ботов.
Активные фрилансеры понимают, что в этой сфере есть свои отличительные черты. Даже один проданный чат может приносить прибыль регулярно в качестве абонентской платы (от 1000 до 3000 рублей).
В услуги, которая она поддерживает входит просмотр аналитика бота и дополнение его новыми фразами или функционалом.
Кроме того, с одной единственной разработки можно получить до 50 000 рублей, а это уже равняется средней по стране зарплате специалиста. В среднем же фрилансер может заработать до 100 000 – 120 000 рублей, закрывая за месяц 4-6 заказов разной степени сложности.
Да-да, создание простых ботов настолько незамысловатое дело, что заработать на нём могут даже школьники. Слава же – прирождённый предприниматель.
В 2016 году на волне популярности бесплатной игры Pokemon Go он уже продавал товары с фанатской символикой. Однако, успеха не добился. В итоге все силы были брошены на другой тренд – чат-боты Telegram.
Программировать школьник не умел, зато быстро осваивал уроки создания ботов по Youtube. По его словам, понял всё уже за неделю. Друг Славы, кстати, в программировании разбирался и признавался, что на получение навыков ушло полгода.
Тем не менее, ребятам хватило опыта, чтобы объяснять клиентам принцип работы, вносить правки и создавать элементарных чат-ботов.
У юных фрилансеров появилась другая проблема – где брать клиентов? Вкладываясь в рекламу, ребята залезли в долги. Слава был вынужден обратиться к платному онлайн-наставнику.
Тот рассказал о принципах ведения бизнеса и посоветовал школьнику завести блог. Мера помогла. Нашёлся локальный инвестор, были учтены риски. Определился потребительский сегмент для работы – доставка продуктов и цветов.
Реклама была всё так же неэффективна, но благодаря сарафанному радио клиентов всё же удалось отыскать. Опытные директологи и SMM-специалисты делились со Славой частью своих клиентов. Бизнес потихоньку интегрировался в устоявшиеся системы взаимоотношений заказчиков и исполнителей и даже занял там свою нишу.
Оказалось, что наиболее востребована она у криптовалютчиков. Чат-боты подавали сигналы с биржи, продавали доступы к закрытым каналам и обменивали криптовалюту на деньги.
По признанию Славы, заказы, связанные с криптовалютой достигали 90% от всех поступавших в то время. Типичным примером является @BestCryptoInsideBot или целый ряд различных ботов-обменников от одного и того же заказчика.
Резонанс, связанный с возможной блокировкой Telegram, только усилил поток входящих заявок. Действующие клиенты волновались, но Слава в первый же день «блокировки» убедился, что с проектами всё в порядке.
К сожалению, предпринимательские успехи не могли не отразиться на успеваемости в школе - она снизилась. Слава обратился за помощью в онлайн-сервис по обучению подростков и подготовки их к государственным экзаменам, а заодно сделал бота и им.
В это время у бизнеса появился пошаговый план работы:
1) Узнать от клиента, какие задачи должен решать чат-бот и получить техническое задание;
2) Нарисовать карту бота со всеми создаваемыми процессами;
3) Написать проект или передать в работу более опытному программисту;
4) Провести сделку через ИП, если это требуется;
5) После 70% работы получить корректировки от заказчика;
6) Доделать оставшиеся 30% проекта.
Диапазон цен у Славы от 20 000 рублей до 100 000 рублей в зависимости от возможностей бота. Чистыми с проекта можно получить от 5000 до 40 000 рублей.
Проект уже давно окупился, ведь в него было вложено всего 11 000 рублей. Это сайт, логотип и первоначальная реклама. Проблемой стала только недополученная прибыль – 110 000 рублей с работы, которая была проведена, но клиенты по разным причинам не заплатили.