ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
Новые технологии ежедневно меняют нашу жизнь. Наступило время и для революции в древнейшей области – земледелии. На смену классическому постепенно приходит вертикальное.
Это новый тренд в сельском хозяйстве. Пионеры движения, наподобие француза Патрика Блана, архитектора вертикальных ферм Барселоны и Сиднея, работают в этой сфере не более 20 лет.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
А первые фермы современного типа и вовсе появились менее 10 лет назад по инициативе правительства Японии. После аварии на атомной станции Фукусима-1 в 2011 году пострадала огромная площадь пахотных земель. На фоне и без того высокой плотности населения выбор в пользу вертикального земледелия выглядел более чем осознанно.
По сути вертикальные фермы – это многоярусные теплицы с высокой степенью автоматизации выращивания растений. Они размещаются на оптимальной площади и получают максимально продуктивную среду для роста, за счёт поступления питательных веществ без почвы – методами аквапоники, непосредственно гидропоники и аэропоники.
На замену солнечным лучам приходят светодиодные лампы. Умные датчики постоянно следят за состоянием почвы, растений и интенсивностью освещения. Их данные поступают в соответствующие системы: подпитки удобрениями, полива, температуры, влажности, поддержания необходимого уровня углекислого газа и света.
Появление вертикального земледелия в наше время произошло отнюдь не случайно. Три основных фактора, благодаря которым оно смогло получить развитие: рост населения планеты, продолжительности жизни людей и усиление потребности к здоровой пище.
У вертикальных ферм есть ряд преимуществ:
1) Их можно устанавливать где угодно.
Они не подвергаются негативному антропогенному или климатическому влиянию. Кроме того, за счёт этого решается вопрос логистики, а значит и продукты не будут подвергаться дополнительной обработке химикатами (например, томаты по пути до прилавка в среднем преодолевают до 1500 км и теряют до 45% питательных веществ). Для России вопрос особенно актуален, ведь мы экспортируем от 30% до 80% овощей в зависимости от вида;
2) Они сравнительно компактны.
Вертикальные фермы позволяют сэкономить до 95% воды, а за счёт полного контроля окружающего пространства защищены от вредителей;
3) Широкий и круглогодичный ассортимент.
Климатические условия создаются искусственно, за счёт этого при должном оснащении фермы выращивать можно любые культуры круглый год. Их продукция пользуется спросом в B2B сегменте: у ресторанов и премиум-магазинов.
Однако, есть и недостатки. Ряд диетологов, например, Алёна Чулпанова из проекта MERA компании DOC+, считает, что в гидропонных растениях меньше полезных микроэлементов, чем в тех, что росли в естественной среде.
Кроме того, организация гидропонной фермы – дело дорогостоящее и не всегда рентабельное. К примеру, в 2016 году AeroFarms из Нью-Йорка построили свой проект за 30 000 000 $. А Agritecture в окрестностях всё того же Нью-Йорка тратят на содержание фермы в 2 800 км не менее 340 000 $ в год (220 000 $ - электричество и 120 000 $ - система кондиционирования).
Авторы проектов заявляют, что экономить частично удаётся за счёт удобрений. Кроме того, они рассчитывают на скорейшее введение солнечных батарей. Скептики же считают, что на те же деньги рентабельнее было создать обычные теплицы, а реальный потенциал вертикального земледелия исключительно в брендинге и выведении сортовых семян.
Так или иначе, но по оценке MarketsandMarkets «вертикальный» рынок уже достиг стоимости в 7,3 млрд $, а его ежегодный темп роста не менее 20%. Это означает, что к 2030 году объём рынка составит уже 50 млрд $. Такой же прогноз даёт и известный инвестиционный банк Barclays.
Сейчас крупнейшими фирмами в этом сегменте являются: Plenty inc (привлечено 626 млн $, а числе инвесторов Эрик Шмидт и Джефф Безос), Infarm (302 млн $) и Aerofarms (238 млн $).
На сегодняшний день наиболее перспективной компанией отечественного рынка представляется новосибирская iFarm. Её основали специалисты из IT сферы, а именно VR-гейминга.
Изначально планировалась крупная теплица в Сибири, но на глаза им попался зарубежный опыт вертикального фермерства. Тогда в проект начали активно вовлекать искусственный интеллект.
2 года назад проект привлёк 1 000 000 $ от Сергея Рыжикова, руководитель «1С-Битрикс», фонда Gagarin Capital и ряда других инвесторов.
Сегодня iFarm реализует выращенную продукцию, а заодно предлагает строительство и управление (инвестору - 20% годовых) вертикальными фермами. Также команда предлагает эффективную IT-платформу для управления своим аграрным бизнесом.
Один из основателей, Максим Чижов, заявляет, что оборот фирмы уже достиг 50 000 $ в месяц. Проект нацелен на дальнейшее развитие, поэтому говорить о самоокупаемости рано.
По его словам, миссия проекта – решить самую сложную проблему сельского хозяйства: обеспечить доставку продукции с фермы до конечного потребителя меньше, чем за час.
Менеджмент iFarm заявляет, что текущий спрос на проекты вертикальных ферм на 20% опережает производственный ресурс. Это приводит к тому, что отдельные точки вынуждены срочно искать инвестиции. Например, ферма во Внуково смогла получить 85 млн руб. Уже на второй год ожидаемая маржинальность проекта должна составить не менее 52%, а окупится он за 4,2 года.
Однако, говорить о том, что вертикальное фермерство в России рентабельно пока преждевременно. Максим Чижов говорит, что приоритетное направление деятельности компании – продажа технологий. Овощи реализуются не по самой выгодной цене, что избавляет по крайней мере от их утилизации.
На прилавке же для конечного потребителя разница в цене пока слишком ощутима: продукция вертикальных ферм дороже обычной в 1,5 – 2 раза.
С Максимом согласна и Ксения Пономаренко из компании «Агрорус». Наряду с iFarm и Fibonacci, «Агрорус» специализируется в первую очередь на продаже управленческих технологий для вертикальных ферм, а не на их создании. По её словам, это направление гораздо выгоднее.
Самый очевидный вариант – начать сотрудничество с одной из ведущих отечественных фирм. iFarm на своём сайте предлагает к рассмотрению заработок на выращивании салата на площадях в 400, 1200 и 2000 метров. Максимальный размер проекта может достигать 4000 кв. метров.
Если мы выбираем наиболее простой вариант на 400, то нам необходимо подобрать помещение от 190 кв. метров. Наша вертикальная ферма будет содержать 34 модуля. А мощность, которая будет тратиться на её содержание – 50 кВт.
Стоимость оборудования и монтажа составит 14 200 000 рублей. В эту сумму войдёт:
Для вертикальной фермы размером 1000 кв. м требуется от 8 до 10 человек. В нашем случае, их будет 6, это:
Итого: 190 000 рублей в месяц.
Состав персонала во многом зависит от задач, которые вы ставите, создавая ферму. Будет ли это промышленное производство или частное для сети общепита? Может быть это будет экспериментальная лаборатория?
В любом случае, на вертикальных фермах персонал составляет от 30 до 60% всех затрат, именно поэтому так важна максимальная автоматизация производства.
Подключить систему управления посадками у iFarm (SaaS-платформу iFarm Growtune) можно по цене от $ 0,75 до $ 1,5 в месяц за 1 кв. м, что составляет примерно 5% от всего оборота будущей фермы.
В месяц такая ферма принесёт 1200 кг салата, а её годовой оборот составит почти 11 000 000 рублей. Список из более чем 50 партнёров для сбыта продукции предоставит компания-дилер.
Годовые затраты на подобную ферму составят 7 276 000 рублей, это примерно 600 000 рублей в месяц. Основные статьи затрат: ФОТ, платежи на воду и электроэнергию (примерно 27 600 кВт в месяц, т.е. до 170 000 рублей), аренду помещения (160 000 рублей в месяц), а также заказ семян, субстрата, горшочков и удобрений на новые циклы посадок (до 100 000 рублей).
Чистая прибыль – 3 724 000 рублей. Срок окупаемости проекта – 4,8 лет.
iFarm указывают, что расчёт произведён исходя из высоты потолков в помещении – 4,5 м, количества ярусов в модуле – 9/11, средней урожайности 3,3 кг на кв. м, цене электроэнергии 5 руб./кВт/ч и арендной плате в 400 руб. за кв. м в месяц.
При заполнении заявки мы узнаём, что у проекта есть решения для малого бизнеса от 4 000 000 рублей и для ресторанов – от 5 000 000 рублей, но, очевидно, что речь идёт не о полноценной ферме, а об отдельных модулях.
Стоит упомянуть, что iFarm выставляют проекты, нуждающиеся в инвестировании, что также является неплохим способом заработка денег. Сейчас идёт сбор 204 000 000 рублей на салатную ферму в Санкт-Петербурге общей площадью выращивания 3 833 кв. метра.
Проект на стадии подготовки площадки, инвестору предлагают доходность в 25%. Прогнозируемый годовой оборот фирмы – 186 500 000 рублей.
Интересный вариант заработка предлагает Татьяна Дубовская в проекте Urbani Eco. В прошлом соосновательница крупной вертикальной теплицы «Местные корни», чью продукцию закупал «Вкусвилл», Татьяна нашла технологии новое применение, а точнее масштаб.
Её проект поставляет на рынок маленькие вертикальные фермы в виде контейнеров, которые легко поместятся в квартиру. Их стоимость начинается от 15 000 рублей.
По её словам, это выгоднее, чем строить объект, где 1 кв. м обойдётся минимум в 65 000 рублей. Не говоря о том, что для промышленного масштаба их должно быть не меньше тысячи.
Мини-фермы Татьяны сперва были ориентированы на ЗОЖ аудиторию, но нужного эффекта не произвели. Сегодня она перепродаёт китайское оборудование для обустройства вертикальной фермы государственным учреждениям, чаще всего школам и вузам.
Такие фермы могут стоить от 200 000 рублей. За год ей удаётся обустроить от 10 до 12 заведений. Годовая выручка превышает 4 000 000 рублей.