ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
В этой статье собираем чек-лист проверки, которую вы сможете сделать самостоятельно еще на этапе переговоров.
Сколько реальных точек работает у продавца франшизы? Кто занимается закупкой сырья, управлением, маркетингом и сбором обратной связи? Странно, если собственных точек нет и команда никогда не занималась или уже не занимается бизнесом. Помочь открыться с нуля может только тот, кто сам прошел все этапы, рисковал собственными средствами, успешно работает и каждый день совершенствуется.
Соблюдение брендбука и следование стандартам качества — это обязательные условия успешной работы франчайзи. Но старайтесь избегать франчайзеров со штраф-листом и жесткими требованиями, прописанными в лицензионном или франшизном договоре. Штрафы за небольшие изменения в ассортименте, неверно освещенные витрины и любые мелочи — это не партнерские отношения.
Разделяет ли продавец франшизы валовую прибыль и чистую в своих рекламных коммуникациях? Отличаются ли цифры, заявленные в предложении от реальных, которые выясняются при встрече и просчете экономики проекта? Как достанется миллион?
Пример: получить 1 млн маржи с пекарни можно только при выходе на выручку в 3 млн. За всё время работы в сегменте «эконом плюс» нам встречалась только одна точка с близким показателем в 2,8 млн рублей. Средняя прибыль с одной пекарни бывает в пределах 170-300 тыс. О миллионе можно говорить, только если в сети несколько точек.
Можно выделить 8 блоков франч-пакета, которые помогут вам понять к чему готовиться и зафиксировать какой конкретно объем работ берет на себя продавец франшизы и что входит в заявленный “готовый бизнес”:
У франчайзера должны быть документы, в которых прописаны техники поиска помещения, подсчета пешеходного трафика, вам должно быть понятно как вести переговоры с арендодателем, где и с кем согласовывать открытие и как понять все ли технические возможности есть для начала работы (например, возможно ли провести вентиляцию и хватит ли мощностей электричества) .
Пример ошибки, которую мы предотвратили: наши франчайзи хотели отойти от стандартной схемы подсчёта трафика и открыть пекарню в центре большого спального района, ожидая наплыва покупателей. Но мы понимаем, что для выхода на плановую выручку в 1-1,1 млн руб. этого недостаточно, нужно учесть больше факторов. Если ваш будущий партнёр скажет: «Центр района — классное место, вставай» — стоит задуматься о его компетенциях в геомаркетинге.
Что спрашивать у партнера?
Стандарты строительства (по шагам, с описанием подробностей и технологий)
Вам должны помочь разработать визуализацию планировки, показать как расставить оборудование, объяснить тонкости устройства вентиляции в разных объектах: жилых домах, отдельно стоящих зданиях, пристроях
Пример: партнёр должен показать вам образцы планировок разных точек – от мини-форматов площадью 42-47 кв. м до 60, 70, 90, 120 кв. м, в помещениях с субарендой, в торговых зонах. Франчайзер должен иметь набор успешно воплощенных в жизнь планировок, учитывающих все нормы СанПиН, поточность сырья и непересечение разных производственных потоков.
Инструкцию по оформлению фасада и входной группы, согласованию вывески с городской администрацией
Так однажды наши партнеры изготовили вывеску без согласования с нами и повесили надпись «Пекарня» не над центральным входом, а над погрузочной дверью. И очень удивлялись, почему все покупатели ломятся в служебное помещение.
Перечень рекомендуемого оборудования с разбивкой на дешевое и дорогое — некорректный подход в общепите. Без изменения технологических карт нельзя просто так поменять одно оборудование на другое: конечный продукт рассчитывается под определенные возможности техники.
Кто и как будет обучать ваших сотрудников? Как описаны процессы приготовления? Нельзя просто так выслать меню и рекомендовать его к ежедневному производству.
Например, для работы пекарни вам должны разработать и выдать внутренний документ, в котором детально расписан весь процесс: что делать в 5 и в 6 утра, во сколько будет готов хлеб, когда идет замес дрожжевого теста, когда – сдобного. Все это наложено на аналитику продаж и ассортимента, ежемесячно корректируется.
Франчайзер должен выдать вам готовые шаблоны:
И на переговорах, и на экскурсиях у будущих партнеров задавайте вопрос, какие нужно готовить документы и как они анализируются, каким инструментам вас научат, какие знания вы получите при совместной работе. Грубо говоря – за что вы платите роялти.
На какие вопросы получить ответы:
У вас должен быть готовый перечень проверяющих организаций, перечень документов, которые должны быть на торговых точках (в нашем случае — все необходимые на предприятии общепита журналы: технического состояния оборудования, температуры холодильников, осмотра рук и открытых частей тела у персонала на наличие гнойничковых заболеваний).
Вам должны подробно рассказать и оставить инструкцию о том как проходить проверки, готовиться к ним, что проверяют ревизоры, как вести с ними диалог.
Пообщайтесь с действующими франчайзи, съездите на экскурсию, читайте отзывы и не стесняйтесь задавать вопросы — это поможет проверить франшизу на начальном этапе и затем приступить к юридической проверке бизнеса.