ООО "Инспот"
ИНН:9715388469
erid:2SDnjeznyo4
ООО "Инспот"
ИНН:9715388469
erid:2SDnjeznyo4
В России готовится масштабная реформа такси. С 1 марта 2026 года начнет действовать закон о локализации автомобилей для таксомоторных перевозок. Его цель — заставить службы заказа и частных водителей использовать машины, максимально собранные из российских комплектующих или произведенные по специальным инвестконтрактам (СПИК), заключенным с марта 2022 по начало весны 2025 года. Государство объясняет инициативу просто: отечественный автопром после ухода западных брендов оказался под давлением, и закон должен подтолкнуть заводы к росту производства и загрузить российских поставщиков деталей.
Суть требований такова: чтобы автомобиль имел право возить пассажиров, он должен набрать нужное количество «баллов локализации». Баллы начисляются за российские узлы и агрегаты — кузов, двигатель, электронику, даже за сварку и окраску на местных заводах. Второй вариант допуска — если модель выпускается в рамках СПИК, то есть инвестпроекта, где компания обязуется локализовать производство в обмен на льготы. Минпромторг обещает к концу 2025 года утвердить полный список машин, которые пройдут по этим критериям, но уже опубликованы предварительные данные.
Получите бесплатный бизнес-план, чтобы сэкономить время
Эксперты и сами таксисты уверены: отрасль ждет встряска. Как пишет «Лента.ру» в материале «В России предсказывают колоссальный рост цен на такси. К этому может привести один закон», таксист и блогер Егор Рябков считает, что цены могут вырасти в четыре раза. Он объясняет: машины в такси живут около пяти лет, а большая часть парка состоит из иномарок вроде Hyundai Solaris или Kia Rio. К 2026 году эти автомобили просто износятся, а купить новые будет нечего — корейские и японские модели не вписываются в правила, а российские и китайские аналоги стоят дорого. «Есть Haval, который подойдет, но это кроссовер, а такси нужны в основном седаны», — говорит Рябков.
Российский союз промышленников и предпринимателей называет еще один риск: около 200 тысяч водителей могут покинуть рынок, потому что не смогут позволить себе замену машины. На это указывает и издание «Москвич Mag» в материале «Из-за закона о локализации такси отрасль покинут 200 тыс. водителей». Потери затронут прежде всего самозанятых и тех, кто подрабатывает на личном авто: большинство таких машин не набирают баллы локализации, а без субсидий обновить парк многим просто не по карману. Чем меньше автомобилей, тем выше тарифы. Уже звучат прогнозы о росте цен минимум на 30 %, а пессимисты вроде Рябкова говорят и про четырехкратный скачок.
Под требования точно не подходят большинство популярных сегодня машин: Hyundai Solaris, Kia Rio, Toyota Camry, Nissan Qashqai, Volkswagen Polo, Skoda Rapid и другие европейские и японские модели. Все они собирались либо за рубежом, либо в России с высокой долей импортных деталей. Даже если эти авто куплены новыми, без достаточного уровня локализации после марта 2026 года их не зарегистрируют в такси. А вот в предварительный список допустимых уже попали Lada (Granta, Vesta, Aura), «Москвич» 3 и 6, китайские Haval Jolion и F7, электрокары Evolute i-Pro и i-Joy, некоторые модели Sollers и Solaris (локализованная сборка), а также Voyah Free и Dream для бизнес-класса. То есть будут доступны в основном российские бренды и те китайские, которые согласились собирать автомобили на местных заводах.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Закон содержит и переходную норму: все машины, которые внесены в региональные реестры такси до 1 марта 2026 года, смогут работать до конца своего срока службы, даже если не соответствуют новым правилам. Но это лишь временная отсрочка: такси интенсивно изнашиваются, и через несколько лет парк все равно придется полностью обновить.
Последствия для пассажиров предсказуемы. Чем меньше доступных машин и водителей, тем выше цены и дольше ожидание. В крупных городах это грозит ростом тарифов на 20–30 % уже в первые месяцы после старта реформы, а в небольших населенных пунктах можно столкнуться с настоящим дефицитом машин и возвращением «бомбил», как в 90-е. Для водителей ситуация тоже непростая: новые российские и китайские авто дороже привычных «корейцев», а кредитные программы и лизинг пока не адаптированы под массовое обновление парка.
Таким образом, закон о локализации такси — это попытка поддержать отечественный автопром и снизить зависимость от импорта, но на практике он уже сейчас выглядит как испытание для отрасли и кошелька пассажиров.
ООО "КОМУС"
ИНН:7721793895
erid:2SDnjeTpQWa