Муж основательницы Wildberries объявил слияние с Russ Outdoor рейдерским захватом, а Татьяна Бакальчук говорит, что это добровольная сделка. Разбираемся в сложной ситуации с крупнейшим российским маркетплейсом.
Наверянка вы и так знаете историю этой компании, но для сегодняшнего материала нужно все же сделать пояснение. Wildberries — крупнейший российский маркетплейс, то есть сервис онлайн-покупок. Компания была основана в 2004 году Татьяной Бакальчук. По ее признанию, находясь в отпуске по уходу за ребенком, она поняла, как тяжело молодым мамам покупать себе одежду, и решила создать онлайн-магазин.
Ее муж, программист Вячеслав, помог с запуском. В 2017-м Wildberries стал крупнейшим в России маркетплейсом, а еще через два года состояние Бакальчук достигло $1 млрд. В пандемию и без того успешный бизнес получил дополнительный приток клиентов — даже те, кто не привык делать покупки в интернете, попробовали онлайн-шопинг, находясь на изоляции.
Сейчас Wildberries — это не просто торговая площадка, а культурный феномен. Молодые предприниматели делятся советами запуска магазинов именно на Wildberries, а не где бы то ни было еще; Татьяна Бакальчук стала символом успешного бизнеса из России, не связанного с продажей природных ресурсов.
В прошлом году оборот Wildberries превысил 2,5 трлн рублей.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
18 июня стало известно о сделке по слиянию Wildberries с компанией наружной рекламы Russ Outdoor, которой владеют бизнесмены Леван и Роберт Мирзояны. Как писал Forbes, это «известие поставило в тупик участников рынка: никто не мог понять, как структурирована сделка и чего хотят добиться стороны». Формальной целью объединения было «создание современной высокотехнологичной цифровой торговой платформы и предоставление бесшовных инструментов для развития малого и среднего бизнеса на территории стран присутствия».
Звучит вполне логично, но, если вдуматься, то сделка может показаться бессмысленной — масштаб двух компаний несопоставим. Russ Outdoor — действительно лидер в области наружной рекламы (речь в первую очередь о стоящих вдоль шоссе рекламных щитах), но до триллионных оборотов Wildberries ему далеко. При желании Wildberries могла бы покупать рекламу по мере необходимости или просто поглотить Russ Outdoor или схожий с ним бизнес.
Предполагалось, что Татьяна Бакальчук станет генеральным директором объединенной компании, а Роберт Мирзоян — исполнительным директором. Сделка должна была привести к созданию в России «сильнейшего конкурента» Amazon, Alphabet, Alibaba и SoftBank со складами, офлайн-магазинами и офисами по всему миру и возникновению «крупнейшей цифровой банковской сети и платежной системы для расчета в рублях по всему миру, в обход SWIFT».
После слияния 65% объединенной компании принадлежат Wildberries, а 35% — Russ. Как писал «Коммерсант», за Russ Outdoor, возможно, стоит миллиардер Сулейман Керимов, а реальная причина слияния — ужесточение государственного контроля за маркетплейсами и возникшая перед Wildberries необходимость в партнере с большим политическим весом.
Вчера муж Татьяны Бакальчук Владислав через Telegram Рамзана Кадырова выступил с заявлением. По его словам, с начала июля Russ Outdoor пытается завладеть активами Wildberries при помощи юридических махинаций. Они обманули Татьяну Бакальчук, после чего та ушла из дома, не видится с ним и не может обсудить происходящее.
Рамзан Кадыров добавил: «Оборот Russ Outdoor в сто раз меньше Wildberries, также не совпадает по интересам и характер бизнеса интернет-ретейлера WB и рекламного оператора Russ. Налицо откровенный и наглый рейдерский захват. Я знаю, что рычаги этого рейдерского процесса находятся в руках братьев Левана и Роберта Мирзоян, а также нескольких известных кавказцев».
Сегодня Владислав Бакальчук заявил, что в случае развода имущество должно быть разделено пополам, поскольку с Татьяной у него не был заключен брачный договор.
Глава Wildberries опубликовала ответ в своем Telegram-канале. По ее словам, это не рейдерский захват, а развод (вероятно, имеется в виду развод между мужем и женой, а не развод на деньги). Бакальчук заявила, что с ней все хорошо и ее не держат в заложницах, «как в "Кавказской пленнице"».
По ее словам, мужу принадлежит 1% акций и он не принимает участия в управлении компанией. «Недавно мы с командой приняли решение о том, что нам необходимо трансформироваться, для того чтобы сохранить темпы роста, развиваться и придумывать новые интересные истории для наших партнеров и наших клиентов. Сделка полностью одобрена и поддержана, и "спасать" меня ни от кого не нужно», — сказала Бакальчук. В финале видеообращения она добавила, что подтверждает начало бракоразводного процесса.
Однозначной версии пока нет. Возможно, Татьяна Бакальчук приняла решение о слиянии с Russ Open вопреки желанию мужа (после слияния его роль в компании станет несущественной). Тот попытался остановить сделку и обратился за помощью к Рамзану Кадырову.
Как считают некоторые эксперты, в первую очередь эта ситуация говорит о возникшем интересе государства к растущему бизнесу маркетплейсов и стремлении достичь большего контроля над ним.
ООО "Издательство "Эксмо"
ИНН:7708188426
erid:https://hf.ru/c/franchise_territoria_knignyi_magazin