ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
Рынок общественного питания в России постоянно меняется, подстраиваясь под новые условия. Набирающая популярность тенденция — современные чайные заведения, которые если не заменяют кофейни, то становятся их альтернативой.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
Потрясения рынка начались с марта 2022 года. Резкий отток мигрантов привел к нехватке линейного персонала (до 40%). Рост инфляции и снижение уровня жизни вынудили россиян выбирать кризисную модель потребления. Экономя на несущественных расходах привела к снижению трафика на 25%. Уход западных компаний потребовал перенастройки цепочки поставок, что увеличило затраты и время на адаптацию.
Несмотря на эти вызовы, рестораторы нашли пути развития. В 2023 году ситуация начала улучшаться.
По данным Росстата, оборот компаний в сфере общепита в 2023 году вырос на 12,3% до 2,83 трлн рублей. Оценки Infoline показывают, что оборот отрасли увеличился на 15%, до 4-4,2 трлн рублей. Рост аудитории российского ресторанного рынка составил 10%, а средний чек увеличился на 5%. Количество открываемых заведений в 2023 году было на 11,7% больше, чем годом ранее.
Большую часть рынка чайных составляют магазины с чаем на развес. Однако успешный проект чайной может комбинировать несколько форматов, что позволяет привлечь различную аудиторию.
Это проекты новой волны: чайные клубы с дегустациями, заведения формата take-away с чайными миксами или места, где чай подают наряду с авторскими коктейлями.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Высокий средний чек и легкие допродажи являются особенностями бизнеса чайной. Средний чек можно увеличить, предлагая клиентам возможность попробовать новый вид чая.
Маркетинговые усилия часто основываются на устных рекомендациях (сарафанное радио) и проведении различных мероприятий.
Стоимость оборудования и начальных закупок, включая установку, составляет приблизительно 1 миллион рублей. При учете ремонта помещения, аренды, коммунальных платежей и прочих небольших расходов, общие затраты на открытие чайной составят около 1,7 миллиона рублей.
Но важно учесть один момент — по мнению экспертов, чайную следует открывать в городах с населением от 100 000 человек.
В отличие от ресторанов и кофеен, чайные не представлены на "Авито". Можно найти несколько предложений по покупке магазинов, торгующих чаем и кофе, но их площадь не подходит для расширения до полноценного заведения, и форма регистрации бизнеса у них другая.
Редакция hf.ru спросила мнение владельцев чайных о текущем состоянии их бизнеса и о том, как кризис отразился на их работе.
Кризис 2022 года оказал существенное влияние на наш бизнес. Сначала мы заметили рост числа покупок и среднего чека. Это связано с тем, что клиент начали активнее закупаться, но потом они исчезли. А спустя время стали обращаться к нам с запросами на доставку их любимого чая в разные страны.
В настоящее время количество наших клиентов вернулось к уровню двухлетней давности, и, как и ранее, 20% основных клиентов приносят 80% выручки. Что касается поставок чая, логистика замедлилась и подорожала, особенно авиаперевозки, но для нас это не стало критической проблемой. Средний чек вырос, это объясняется инфляцией и увеличением потребительского спроса, однако маржинальность, к сожалению, не увеличилась. Наш маркетинг в основном строится на сарафанном радио. В финансовом плане мы не увеличили инвестиции, но существенно увеличили количество проводимых мероприятий — фестивалей, образовательных проектов. Что касается устойчивости, наш бизнес правильнее назвать гибким. Мы, как и многие российские бизнесмены, привыкли адаптироваться к вызовам. Например, мы сконцентрировали внимание на развитии местного производства чая в Краснодарском крае, хотя это долгосрочный и рискованный проект.
Открывать бизнес в текущих условиях можно — главное не сидеть на месте, а действовать.Я бы порекомендовала выбирать проекты с быстрой окупаемостью. Открытие чайной — спорное решение. За последние пару лет только в Воронеже открылось 12 стационарных чайных, но не каждая может похвастаться высоким уровнем сервиса
Нельзя не упомянуть и дефицит кадров. В города-миллионниках вакансии успешно закрывают студенты, но в регионах есть кадровый голод, который угрожает многим бизнесам.
Кризис марта 2022 года, безусловно, сказался на нашем бизнесе. Из-за политической ситуации многие потеряли возможность выезжать за границу и решили выбрать Казань в качестве туристической точки, что увеличило поток гостей. Поначалу мы не справлялись с наплывом посетителей, но со временем адаптировались.
В нашем меню представлены чаи и травяные сборы Татарстана, поэтому перебоев с поставками не было. Стоимость сырья немного подорожала, но это произошло только спустя полтора года, в середине 2023 года.
Средний чек изменился незначительно. Обычно он включает чай и тарелку с ассортиментом сладостей.
Маркетинговая стратегия практически не изменилась. Мы столкнулись с проблемами в социальных сетях, как и все, но просто сменили канал общения с гостями и начали проводить больше мероприятий.
Наш бизнес нельзя назвать устойчивым, так как кафе работает круглый год, но имеет ярко выраженную сезонность. Если говорить о запуске аналогичного бизнеса снова, я бы предпочла открыть что-то новое, так как не люблю повторяться.
Кризис не повлиял на количество клиентов. В какой-то момент были проблемы с поставками чая и ростом цен на некоторые позиции, например, Анчан. Из-за изменений в логистике у нас были значительные задержки поставок.
Средний чек остался прежним, но маркетинг пришлось перестраивать из-за закрытия одной из самых популярных социальных сетей. Мы начали активно работать на других платформах и адаптировались к новым условиям. Что касается открытия аналогичного бизнеса, я бы не стала ждать. Сейчас я занимаюсь масштабированием и переезжаю на новую локацию, поскольку считаю, что мой бизнес устойчив.
Не могу сказать, что кризис сильно повлиял на наш бизнес. Некоторые клиенты уехали, но на их место пришли новые покупатели. Проблем с поставками чая сейчас нет, так как я использую в своих сборах базовые сорта, такие как Ассам или Ганпаудер, а остальное — это местные травы.
Средний чек в моей мастерской остался прежним, даже немного увеличился. Маркетинговая стратегия изменилась лишь слегка из-за отсутствия некоторых рекламных каналов, но основной трафик идет через «ВКонтакте», где все осталось как было. Травяные чаи сейчас очень популярны, особенно в сезон. Если бы у меня была идея открыть мастерскую чаев ручной работы, я бы это сделала. Рынок конкурентоспособен, что свидетельствует о потребности покупателей в таких продуктах.
Кризис последних лет повлиял на бизнес. Чай — это продукт Китая, из-за роста курса валют он стал дороже, а так как россияне не особо разбираются в сортах чая (которого в Китае 10000 видов), то берут более дешевые аналоги.
Проблем с поставками уже нет, они были года два назад, а сейчас все хорошо. Средний чек уменьшился. Маркетинг перестроен — включили доставку и сделали больше рекламы, хотя наша чайная очень маленькая, локальная. Устойчивым бизнес назвать нельзя, поэтому с открытием лучше подождать. Я сейчас плотнее занимаюсь другими проектами.
Конечно, кризис последних лет повлиял на бизнес. Цены на закупку чая увеличились, расходы на логистику и время доставки тоже, покупательная способность гостей заметно снизилась. Проблем с поставками нет, просто все стало дольше и дороже.
Сумма среднего чека снизилась на 20-40%. Маркетинг пришлось перестраивать в значительной степени: искать новые инструменты рекламы, по-другому позиционировать чайную и выходить на новые рынки, расширять аудиторию и способы продаж. Сейчас бизнес довольно устойчив, есть годами наработанная база постоянных клиентов, Мы ищем новые способы привлечения клиентов. Сейчас время перемен — лучшее время, чтобы открывать новые проекты, чем мы сейчас и заняты (скоро откроем новый филиал сети чайных) Да, это рискованно, но риски вполне вменяемы и оправданны. Предпринимательство — это всегда риск.
Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.
Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту [email protected].
ООО "Издательство "Эксмо"
ИНН:7708188426
erid:https://hf.ru/c/franchise_territoria_knignyi_magazin