ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
На словах, продавцы франшиз обещают покупателю, что говорится, «золотые горы». На деле, иногда оказывается совсем не то, что было в рекламе. Особенно этот касается малоизвестных, компаний, которые только начали программу продажи франшизы. Реклама может обещать постоянное участие в развитии бизнеса, консультации в режиме 24/7, помощь в подборе кадров и их обучение, и многое другое. А на деле оказывается — пяток консультаций, брендбук, пару страниц текста в excel и все. Дальше — выплывай сам, и не забывай оплачивать роялти. Как не обмануться, сделать правильный выбор и правильно подписать договор коммерческой концессии (франчайзинга).
Итак, вы сделали выбор. Выбрали программу, по которой готовы работать, ознакомились со всеми рекламными материалами и готовы подписывать договор. Например, вы выбрали самую дорогую программу, по которой франчайзер обещает не только консультации, но и участие в вашем бизнесе.
Читаем договор. А в шапке написано: «Договор по оказанию услуги по созданию и информационному (консультационному) сопровождению деятельности». С самого начала, еще не углубившись в чтение текста договора, мы видим расхождение между рекламой и тем, что вы подписываете. «Консультационные услуги» никак не подходят под понятие «участие в бизнесе». Поэтому сразу переходим к изучению раздела «Франчайзер обязуется». Здесь должно подробно прописано все, что указано в рекламе без размытых формулировок. Никаких — «планируемых результатов деятельности» и тому подобное.
Результаты должны быть прописаны четко, с указанием сроков и условий их наступления. Объем оказываемой помощи так же должен быть четко расписан. Далее предлагаем Вам изучить пункт «обязательства Франчайзи». Они не должны превышать обязательств франчайзера. И по объему и по содержанию. Разделы договора должны быть равноценными. Праву должна соответствовать обязанность, подкрепленная санкцией за невыполнение.
Любой договор обязательно включает в себя раздел «Финансовые обязательства или Финансовые отношения». Если вы не сильны в экономических вопросах, обязательно покажите договор экономисту, а еще лучше бухгалтеру. Как правило, договор концессии предполагает ежемесячные выплаты. В рекламе может быть указано просто 10%. В договоре должно быть оговорено — от какой суммы нужно считать эти 10%. Здесь могут прозвучать такие экономические термины как «оборот», «доход», «прибыль». В чем разница?
«Оборот» — это вся денежная масса, проходящая через ваши счета. Это те деньги, без которых ваше предприятие просто не может существовать. Это деньги на расчет с поставщиками сырья или услуг, заработные платы сотрудников и другие ваши расходы.
«Доход» — это сумма, которая осталась у вас на счету, после всех расчетов, но до выплаты налогов и других обязательных платежей — процент по кредиту, выплаты франчайзеру и тп.
«Прибыль» — это деньги, которые остались у вас после всех расчетов и обязательных выплат, и которыми вы имеет право распоряжаться по своему усмотрению.
При исчислении суммы роялти, нужно четко понимать, от какой суммы будет считаться процент. Если франчайзер настаивает на выплату % от оборота, вы должны понимать, что это может вас разорить. Например: вам на счет пришло 100 тыс. руб. Роялти составляет 10% от оборота — это 10 тыс. руб. А у вас для расчета с поставщиками должно быть 90 тыс. рублей. Т. е. — вы рассчитались с поставщиками, выплатили роялти, и вам уже нечем платить налоги, проценты по кредиту. Для того, чтобы ваше предприятие продолжало работать, вам необходимо открыть свой собственный кошелек и перевести деньги на счета предприятия. Значит — вы спасли предприятие от убытков, но лично сами понесли убытки, вместо прибыли, ожидаемой от бизнеса. Иначе, это уже не бизнес, а хобби.
Если же роялти считать от дохода, то 10% будет исчисляться от 10 тыс. составят 1 тыс. рублей (цифры из нашего примера). Разницу улавливаете?
Если роялти считать от прибыли — то его размер будет еще меньше, соответственно эта выплата не сможет оказывать существенного влияния на ваш бизнес.
Не забывайте, что денежные суммы должны быть указаны цифрами и прописаны словесными выражениями. 10 (десять) рублей. Так же все суммы должны быть указаны в валюте той страны, на территории которой подписывается договор. Если речь идет об иной валюте, должна быть сделана приписка, с указание валюты договора, и приписка " в рублях РФ, Украины, по курсу Центробанка на день подписания договора".
Читая договор, обращайте внимание на лексику, которую использует составитель. В договоре должно быть ка можно меньше слов, которые можно толковать двояко, типа «в указанный срок», «своевременно», «качественно», «до наступления момента». Формулировки должны быть четкими и однозначными. Сроки должны быть указаны четко — год/месяц/число. Качество должно быть перечислено по пунктам. Качественно — это как? Критерии качества должны быть прописаны в договоре. Весь объем услуг — должен быть перечислен по пунктам, какие услуги составят весь объем. Чем более четкими будут формулировки, тем меньше будет недоразумений и недосказанности.
В шапке договора должен быть указан тип договора, дата и место подписания. Это важно, поскольку все спорные вопросы, если такие возникнут, должны решаться по мету подписания договора. Если договор международный, то в стране подписания договора. Например, вы подписываете договор с американцами на территории США. Это значит, что спорные вопросы должны разбираться в суде в США. Если вы не готовы оплачивать возможные судебные издержки в США, но настаивайте на подписании в своей стране.
Опять же для международных договоров. Договор должен быть переведен на родной язык для каждой стороны. При этом, в тексте должны быть приписка о том, что переводы являются идентичными по содержанию. Если вам предлагают подписание договора на иностранном языке, убедитесь хотя бы том, что договор не содержит пункт о вашем добровольном отказе от перевода, на основании того, что вы владеете иностранным языком на достаточном уровне, чтобы понять весь смысл содержания договора. Тогда у вашего адвоката будет лазейка, чтобы оспорить договор, на основании вашего незнания языка подписанного документа.
Ну и главное правило – не подписывайте НИЧЕГО, не читая. Никогда не подписывайте никаких документов, не ознакомившись с содержанием.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Иногда, создаются ситуации, когда, боясь потерять потенциального партнера, мы боимся задавать неудобные вопросы по тексту договора. Это первый страх, который абсолютно недопустим. Если у вас появились вопросы, задайте их до подписания документа. Если у вас появилась необходимость, вносите изменения в договор и предлагайте их своему партнеру. Вы должны быть абсолютно уверены в том, что подписываете.
Второй страх — это боязнь, что вам откажут. Если вы и ваш потенциальный партнер не можете прийти к соглашению, то лучше не подписывать ничего, чем оказаться в кабале. Если ваш партнер не готов вести переговоры по спорным вопросам, а пугает вас отказом от сотрудничества, лучше откажитесь. Ваше партнерство должно быть равноправным.
Не бойтесь быть осмеянным, не бойтесь задавать вопросы, не бойтесь отстаивать свои интересы. Это ваш бизнес, ваши средства и ваши решения. Не бойтесь проверить зарегистрирован ли товарный знак франчайзера, кредитную и судебную историю руководителя компании, продающей франшизу, чтобы не стать жертвой мошенников.
Договор коммерческой концессии в обязательном порядке подлежит регистрации в Роспатенте (п. 2 ст. 1028 ГК РФ). Если какое-либо из существенных условий будет отсутствовать, договор не будет зарегистрирован. договоре обязательно должны присутствовать следующие существенные условия:
Дополнительно могут быть указаны:
Кроме того, по договору франчайзинга объектом выступают исключительные права. Это означает, что правообладатель товарного знака должен предварительно зарегистрировать его. А в сам договор должны быть включены номер свидетельства о государственной регистрации товарного знака, реквизиты его владельца и приложено само изображение товарного знака. Вместе с тем, использование франшизы объединяет субъектов ведения бизнеса: общие вывески, общие маркетинговые ресурсы или стратегии, единые правила ведения бизнеса и т. д.