ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
Однажды, я, руководствуясь душевными порывами, решил открыть книжный магазин. Это было моё хобби, которое в перспективе должно было приносить прибыль. У нас большой город, поэтому проблем со спросом я не предрекал. Но, оказалось, что в наше время люди тратят деньги на насущное, а книги у населения далеко не в приоритете. В крайнем случае, их воруют с торрентов. Ко мне ходили только обеспеченные люди и те, кто не может читать книги в электронном виде.
Первый магазин я открыл, немного опоздав со сроками, – в январе. Новогодний ажиотаж вокруг подарков мне зацепить не удалось. В то время у нас продавались и сувениры, но основной упор я все же сделал на литературу. Проект с самого старта шел не слишком уверенно, но я понимал, что в бизнесе не бывает всё и сразу.
Через полгода я решил открыть второй магазин. В этот раз идея была зацепить детскую, а, точнее, родительскую аудиторию. Детская литература на любом рынке популярнее взрослой. К тому же мы скооперировались и сняли одно помещение с магазином настольных игр. Через некоторое время я передал им магазин на субподряд. Это оказалось большой ошибкой.
Оба моих магазина сотрудничали с небольшими издательствами: «Манн, Иванов и Фербер», «Самокат», «Corpus». Проект изначально был направлен на читающую публику, но я не рассчитывал, что ее окажется так мало ! И это в 21 веке, когда найти книгу на любую интересующую тебя тему не составит особого труда!
Средний ежемесячный оборот первого магазина был 150 000 рублей. Декабрь стоял особняком, потому что выручки было больше в 2 раза. Средний чек был 600 – 700 рублей. Для содержания бизнеса этого было недостаточно. «Детский» магазин делал и того меньше.
Не спорю, книги – дорогой товар. Даже в СССР дешевыми были только книги про Брежнева и, конечно, Ленина, остальное стоило дорого. Но и читали ведь в СССР гораздо больше!
Я понимал, что книжных магазинов много, и мой должен занимать особое место в жизни города. В первом магазине стали проводиться культурные мероприятия: лекции, мастер-классы, художественные чтения. Была даже моя маленькая личная победа: в качестве лидера мнений нас посетила министр культуры региона.
Обычно мероприятия посещало около 50 человек. Мы открыли «Книжный клуб», «Мамин книжный клуб», «Книжный бизнес-клуб». О нас постоянно писали местные газеты. Для телевидения мы сделали «Большой книжный день». Это ярмарка книг на открытом воздухе. Даже использовали современную идею – продавать классику в крафтовой бумаге с короткой аннотацией. Например, «книга о мистике, любви и железной дороге». Угадали?
Наконец, я понял, что крупные сети нашей сферы живут за счет кросс-продаж . Помимо книг люди активно покупают сувениры, игры и всякие мелкие «ништячки». Мы значительно расширили ассортимент . На какое-то время даже впервые стали торговать в плюс. Но продлилось это недолго.
Рынок динамично менялся вместе с падением курса рубля. Население стало беднее . Количество покупателей заметно упало. По злой иронии судьбы мы никак не могли спасти ситуацию, только усугубить. Цены стали повышаться . Наш товар от местных издательств печатался или в Европе, или в Китае. Закупочная цена возросла. Чтобы хоть как-то затормозить рост цен, мы урезали наценку . Падала маржинальность. Проект начал «тонуть».
Знакомые мне советовали обратиться за господдержкой . Есть гранты, целевое финансирование. Проект «на слуху», ему не откажут. Я видел, что с финансовой точки зрения это бы только оттянуло наш неизбежный конец, поэтому за «народными» деньгами обращаться не стал. Пусть их потратят на что-то более нужное городу.
Я бы многое изменил, если бы начал этот проект заново. Тем не менее, он и так принес много пользы, не говоря об опыте. Теперь я известен в узких кругах своего города, и мне стало значительно легче решать многие вопросы. Самые главные советы, которыми я бы хотел поделиться с вами, звучат так: «самый ценный ресурс - это время» и «умение слушать – ключ к пониманию потребностей вашего собеседника». Удачи вам в бизнесе!