ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
27 ноября 2007 года бизнесмен Бхупиндер Бабер заглянул в ресторан Quiznos на окраине Лос-Анджелеса. Он поговорил с менеджером заведения, потом пошел в туалет и там покончил с собой. В записке, которую он оставил, Бабер, владевший двумя франшизами Quiznos в Лонг-Бич, обвинил сеть ресторанов в разрушении своей жизни. «Кто-то должен остановить то, что Quiznos делает с попавшими в ловушку франчайзи. Я глубоко сожалею, что сотрудничал с Quiznos. Лучше бы я никогда с ними не связывался», — написал он.
Это самое страшное, но далеко не единственное проявление краха некогда популярной сети ресторанов быстрого питания, которая казалась главным конкурентом Subway, а потом из-за неудачного стечения обстоятельств и серии ошибок руководства вдруг стремительно погибла.
Самое простое описание Quiznos — это клон Subway. Клиент заходит в ресторан, выбирает мясо, сыр, овощи и соус; все это кладут в сэндвич и быстро обжаривают его в печи. В 1980-е, когда Quiznos только запустилась, такой подход был инновационным. Даже Subway, которая старше Quiznos на 20 лет, в те годы в основном продавала холодные бутерброды.
В начале 2000-х компания быстро расширялась, привлекая клиентов высоким качеством ингредиентов и отличным вкусом. Агрессивная франчайзинговая стратегия также способствовала быстрому росту, сделав Quiznos одной из самых популярных сетей сэндвичей в США.
Маркетинг и вовсе был прорывным. Вот, например, рекламный ролик, залитый на YouTube 17 лет назад. Два жутковатых существа, фальшивя, поют о потрясающих сэндвичах Quiznos. Такой подход к рекламе выгодно отличался от классических телевизионных методов тех лет; дурацкий и агрессивный ролик вирусился сам по себе без дополнительных финансовых затрат.
В период с 2007 по 2017 год количество точек Quiznos в США сократилось с 4 700 до 400, то есть за 10 лет сеть ресторанов потеряла 90% своих подразделений. Джонатан Мейз из Restaurant Business считает, что это был идеальный штром из бездарных управленческих решений и жесткого невезения.
В 2006 году инвестиционная компания CCMP Capital Advisors купила часть акций Quiznos у другой компании, Consumer Capital Partners. Для этого была проведена сделка, известная как «выкуп с использованием заемных средств». Это значит, что покупка акций была профинансирована в основном за счет кредитов, и впоследствии эти кредиты должна была выплачивать сама Quiznos.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
На столь рискованный шаг владельцы компании пошли, рассчитывая быстро расплатиться с кредиторами за счет уверенного роста. Некоторая логика в таком решении действительно была: в начале двухтысячных Quiznons росла взрывными темпами. Потом рост резко замедлился и долги начали душить компанию.
Когда Quiznos объявила о банкротстве, ее долг составлял $875 млн.
В 2009-м не только Quiznos, но и все ее конкуренты переживали непростые времена из-за мирового финансового кризиса. Людям не хватало денег, чтобы ходить в рестораны, поток клиентов сократился, и доходы компании начали падать. Это наложилось на и без того проблемный бизнес, долги и споры с партнерами.
Как мы писали выше, Subway старше Quiznos и на старте молодой компании удалось обойти своего неповоротливого конкурента. Но затем боссы Subway приняли ряд верных решений и смогли догнать, а потом и попросту уничтожить Quiznos. Вместо печей рестораны Subway оборудовали компактными и дешевыми тостерами. При небольших расходах они быстро лишили Quiznos их главного конкурентного преимущества — уникальных горячих сэндвичей. Кроме того, еда в Subway была на порядок дешевле. Да, Quiznos использовали более качественные ингридиенты, но среднестатистического клиента фастфуда интересуют в первую очередь скорость приготовления, вкус и цена, а не качество пищи.
Как вспоминает Джонатан Мейз, в 2007-м он посетил штаб-квартиру Quiznos, чтобы рассказать о росте и процветании сети. Во время экскурсии он зашел в лифт, где двое сотрудников обсуждали встречу, состоявшуюся накануне вечером. «Франчайзи были в бешенстве...» — подслушал Мейз. Он сразу заподозрил, что дела компании не идут на лад.
Как оказалось, несмотря на популярность Quiznos, франчайзи почти не получали прибыли. В месяц они зарабатывали по несколько тысяч долларов и с трудом выходили в ноль. Более того, Quiznos, как оказалось, была замешана в почти мошеннической схеме. По договору, франчайзи могли покупать продукты для бутербродов только у компании American Food Distributors... которая принадлежала Quiznos. Устанавливая грабительские цены на продукты, она выдаивала собственных франчайзи, зарабатывая на проданных им ингридиентах больше, чем на созданных из этих ингридиентов сэндвичах.
Кроме того, первый взнос был существенным, а в погоне за количеством ресторанов Quiznos часто открывала точки слишком близко друг к другу, провоцируя конкуренцию между франчайзи.
Самый показательный пример — казус со скидочными купонами. Узнав о низких ценах на сэндвичи в Subway, руководство компании решило нанести ответный удар и снизить цены в своих ресторанах. Для этого они разослали франчайзи купоны на скидки, которые предполагалось раздать постоянным клиентам. Для франчайзи, и так уже еле сводивших концы с концами, это означало бы работу в убыток, и они просто послали руководство куда подальше вместе с присланными им купонами.
Дело дошло и до суда, но принципиально изменить ситуацию уже было невозможно. Недовольные франчайзи разорялись, а погрязшая в долгах компания не могла им ничем помочь.
В 2014-м она обанкротилась. В 2018-м ее выкупила инвестиционная компания High Bluff Capital Partners и провела реструктуризацию. На сегодняшний день Quiznos продолжает существовать как сеть ресторанов, но ее размеры и влияние существенно уменьшились по сравнению с пиковыми годами. Она ориентируется на меньшее количество точек и разнообразие предлагаемых продуктов.