ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
Благодаря публичности основателя сети Додо Пиццы - Федора Овчинникова, бизнес-модель стала очень популярна. Но почему он выбрал именно такой путь и как это отразилось на бизнесе.
Редакция Франшизы Партнеркин сделала выборку самых интересных моментов из выпуска на канале Основатели.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
Я никогда не имел медиа- или пиар-стратегии. Я просто считаю, что, когда люди ведут публичные страницы, у них есть потребность делиться. В 2006 году я открыл книжный магазин и решил вести блог, в том числе для того, чтобы читать советы от людей.
Понятно, почему вы выступали в период формирования бизнеса. Зачем вы делаете это сейчас?
Если на тебя смотрят люди, если ты для них ролевая модель, как ты можешь сдаться.
Когда ты открыто ведешь бизнес, ты не задумываешь что-то с этого получить, ты делишься. Но это всегда имеет некий возврат.
Вы часто говорите, что вы не предприниматель, а скорее менеджер. Как вы себя позиционируете в 2023 году?
Конечно, я всегда был предпринимателем, просто периодически мне приходилось одевать шапку менеджера. И если бы я этого не делал, то не смог бы построить тот бизнес, который сейчас есть. И, наверное, это вызов для многих предпринимателей - быть менеджерами, т. к. это разные подходы к работе. И сейчас я в первую очередь предприниматель, который периодически вынужден быть менеджером.
Какие цифры у Додо сейчас?
Мы закончили год приблизившись по показателю в 1 млрд долларов.
Цифры - это показатели, которые относят бизнес к той или иной лиге. И когда ты преодолеваешь какой-то показатель, значит твой продукт покупает определенное количество людей, и ты становишься важным для общества брендом. А прибыль приблизилась к миллиарду рублей за год.
А в 2015 году мы устраивали большую вечеринку, когда выручки всех наших пиццерий составили 1 млрд рублей. И тогда нам казалось, что это какая-то невероятная цифра. И я не мог представить, что прибыль может быть миллиард.
Суть нашего франчайзингового бизнеса схожа с IТ-бизнесом, когда выручка не связана с расходами, из-за чего маржинальность может быть высокой. Но я считаю нашим самым большим достижением, что мы стали прибыльной компанией и теперь сами можем инвестировать в свое развитие.
12 лет назад у вас было интервью с Тиньковым и оттуда сбылось практически все, что вы говорили. Как вы попали на интервью к Тинькову в начале пути?
Я попал благодаря своему блогу. В 2001 году я открыл свой первый книжный магазин и завел блог. Это был первый бизнес-блог в России. Про блог написали в Бизнес.ми, представив меня как фрика-предпринимателя, который решил сделать свой бизнес открытым. Затем я попал в книгу Максима Котина. А благодаря книге я попал на интервью к Олегу Тинькову.
Что из того, что вы рассказывали, не сбылось?
Планы были гораздо более амбициозные. В 2013 году я решил, что мы готовы привлекать инвестиции в венчурных фондах и там надо было представить план. И согласно этому плану, к 2020 году у нас должно было быть 2 тысячи пиццерий. А сейчас у нас 900 точек. Но когда несколько лет назад мы внедряли систему OKR (Objectives and Key Results, «цели и ключевые результаты»), оказалось, что наша компания с самого основания работала по этой системе, просто я не знал, что это так называется. Мы всегда ставили амбициозные цели и дальше думали, как их выполнять, и это нас вдохновляло.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
Но в целом, практически все, что я в начале 2000-х описывал в блоге и рассказывал в интервью, сбылось.
Олег Тиньков несколько раз публично высказался в адрес своей команды, обесценивая ее значение. Как вы относитесь к своей команде?
Сам по себе предприниматель - это как хлопок одной ладонью, это то, чего по сути не существует. Всегда надо задавать себе вопрос - смог бы ты что-то создать с другими людьми? Наверное, смог бы. Но ведь это только гипотетически, а сейчас есть то, что есть.
Вы всегда играете в долгую. Ставите минимальные паушальные взносы, чтобы могли заработать не только вы, но и партнеры. Что-то изменилось в вашем отношении к бизнесу?
Принципиально ничего не изменилось. Меня всегда вдохновляла идея построить что-то, что будет существовать очень долго. А для этого надо играть в долгую, строить фундамент. Но, с другой стороны, я очень люблю сжигать мосты. Например, в декабре 2022 года я написал публично и объявил своей команде, что через год я перестану быть SEO. Это сделано для того, чтобы команда стала самостоятельной и не зависела от меня или от другого SEO.
Многие франшизы на российском рынке работают по принципу «продал много франшиз кому угодно, а дальше выживут/не выживут, это их проблемы». У вас другой подход?
Меня всегда вдохновлял японский подход к бизнесу. Если партнерство - то это надолго. И важно, чтобы франчайзи разделял твои ценности.
Но каждый продукт уникальный, поэтому нельзя сказать, что моя модель идеально подходит всем. Например, к нам приходят франчайзи, которые хотят открыться в отдельной стране. Но я считаю, что в нашем бизнесе такой подход фатальный.
Я считаю, что франчайзинг в бизнесе - это как дерево, из которого растут все новые и новые ветки. И чем прочнее ствол, тем надежнее бизнес. Если ты поспешил, то дерево в результате засохнет.
У нас очень долгий бизнес, т. к. цикл, когда ты начинаешь зарабатывать, довольно долгий.
Сейчас мы запускаем бизнес в Турции. И чтобы Турция стала для нас мощным рынком, должно пройти как минимум 10 лет.
А сколько нужно времени, чтобы зарабатывать в новой стране?
Все зависит от рынка. По идее, пиццерия должна зарабатывать довольно быстро. Но это если говорить про страны, где бренд известен и достаточно поставить в городе одну точку и выстрелить. А если брать в расчет новую страну, то возможно потребуется открыть сразу 10 или 100 точек, чтобы продавить рынок и заявить о себе. И мы сейчас вышли на тот уровень, когда к нам могут прийти такие партнеры, которые способны на подобные инвестиции.
На что обратить внимание молодым предпринимателям, которые выбирают для старта бизнеса франшизу?
Нужно смотреть количество точек, если их много, значит модель работает. Еще нужно смотреть на повторные открытия точек уже действующими франчайзи. Идеальная франшиза - это когда все довольны.
Я не разделяю бытующее мнение, что франчайзи - это не предприниматели. Это полный бред. Франчайзи - это предприниматель, который имеет множество компетенций и покупает франшизу в той нише, где компетенций не хватает.
Были ли у вас учителя или люди, которых вы считаете своими учителями. И есть ли предприниматели, которых учите вы?
По мере возможности я всегда стараюсь помогать и давать обратную связь. Плюс моя публичная активность, я думаю, тоже кому-то помогает.
Что касается моих менторов, то я скорее учился на своих ошибках. Когда ты сталкиваешься с проблемой, начинаешь искать пути ее решения, смотришь полезные интервью, читаешь и в результате решаешь, это дает максимальное количество опыта.
Получается, есть какая-то теоретическая часть, которую вы воплощаете на своих проектах?
Да, практика - самое главное.
Покупаете ли вы чужой опыт, чтобы ускорить свое развитие?
Конечно. Мы всегда готовы впитывать опыт и конкурентов, и партнеров. Сознание всегда должно быть открыто. Как только мы будем считать, что мы самые умные, значит мы остановимся.
У нас есть прекрасный совет директоров, которые вошли в него потому, что им нравится компания и наши ценности. Это
Совет директоров очень важен, это взгляд на бизнес со стороны. Плюс нам надо кому-то рассказывать о наших результатах и стратегии.
А как вы привлекли этих людей - за деньги или за акции?
И то, и другое. Акции играют огромную роль. А деньги они получают, т. к. тратят свое время. Но в совет директоров мы берем тех людей, которым и деньги, и акции не являются основной целью. А главное разделять ценности.
А среди сотрудников акционеры есть?
Я думаю, у нас самая развитая акционная программа на российском рынке.
Много ли у вас долларовых миллионеров среди сотрудников?
Да, я думаю, что достаточно много.
Т. к. наши цели по IPO отодвинулись довольно далеко. Мы решили, что будем делить прибыль следующим образом - 50% идет на инвестиции, 25% это резерв и 25% уходят на байбэк выкуп акций у акционеров - будь то сотрудники или инвесторы.
Сколько денег было привлечено в основной капитал компании?
Самые большие привлечения, до того, как мы вышли в прибыль, были в 2017 году - около 7 млн долларов. Потом мы вышли в прибыль и больше деньги не привлекали. И до этого мы привлекли в районе 2,5-3 млн долларов. Получается всего около 10 млн долларов.
А сейчас на байбэк мы планирует запустить около 350 млн рублей.
У вас, получается, часть менеджеров имеют акции?
У нас всегда была лояльная акционная программа. И она касается не только менеджеров. Сейчас у нас около 120 акционеров из сотрудников компании.
2022 год поменял много планов. Вы решили остаться в России. Как это отразилось на вас и изменило ли это ваши планы?
Год был действительно сложным. Было много хождений по кругу. Когда ты создаешь бизнес, ты думаешь, что это поможет тебе стать свободным. Но на самом деле появляется ответственность.
А что касается того, что я остался в России, я пришел к простой формуле: «Делай что надо и будь что будет».
У нас в России работает около 150 партнеров, более 35 тысяч сотрудников. Огромное количество людей, которые зависят от меня. И я считаю, что в таком случае выбора у меня не было. Хотя многие считают иначе.
Есть ли у вас личная долгосрочная стратегия?
Я не понимал и не понимаю людей, которые составляю себе долгосрочные планы на 20-30 лет. У меня есть некое видение, но в рамках этого есть много спонтанности. Сейчас есть следующей план - сделать компанию независимой от меня, а меня независимым от компании. Но это не значит, что я уйду из бизнеса и не буду помогать.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
А вообще хочется прожить несколько разных жизней, когда у тебя есть свобода независимо от статуса и возраста. Для меня «личная стратегия» - это что-то очень скучное.
А о чем вы тогда мечтаете, после того как покинете пост СЕО?
Я продолжу жить осознанной и счастливой жизнью, которой живу и сейчас.
А новые бизнесы. Например, быть акционером?
Быть акционером - это тоже работа. Но, как я уже говорил, я не собираюсь полностью бросать бизнес. Я продолжу помогать, но уже в другой роли и не ставя амбициозные цели.
А что касается новых бизнесов, возможно, но это будет что-то мелкое. У меня нет драйва и энергии заниматься чем-то глобальным. Я даже не планирую выводить Додо в ТОП-10 мировых компаний, хотя сейчас мы где-то на 70 месте, и это тоже очень круто.
Если бы у вас была возможность отправить послание самому себе на 15 лет назад, чтобы там было?
Белый лист.
Все надо постигать с опытом и ни один совет бы не помог.
Мнение предпринимателей является субъективным и может не совпадать с мнением редакции.
Если вы хотите рассказать о своем бизнес опыте, пишите нам в Телеграм - @f_partnerkin или на почту [email protected]
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей