Николай Василенко — одиозный российский предприниматель. Его обаятельная улыбка привлекла более миллиона пользователей в популярных социальных сетях, но успех пришел к нему не сразу. Свой путь он начинал с самых низов в лихие 90-е.
Редакция hf.ru сделала выборку самых интересных моментов из выпуска на канале «Александр Соколовский».
Самую свежую и подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Telegram-канала.
Я начал вести дневник, сам с собой разговаривал, делился мыслями. Потом это переросло в нечто большее. В какой-то момент я понял, что мои видео влияют на людей, заставляют их улыбаться. Это уже не просто хобби, а большая ответственность — я чувствую, что моя деятельность несет смысл.
Вы не только медийное лицо, но и бизнесмен. Какие проекты вам особенно запомнились?
Я строил компанию шаг за шагом. Создавал известные бренды, а также ресторан в Ростове, где, как говорят, потрясающая еда. А сейчас моя цель — создавать положительные эмоции и менять жизни людей.
Почему ваш успех в социальных сетях был таким быстрым?
Это сочетание нескольких факторов. Моя аудитория — русскоязычные люди. Увидев, что мой контент собрал 810 миллионов просмотров, я понял, что людям нужны не только информация, но и улыбка, добро.
Как вы пришли в бизнес?
В 1986 году я поступил в военное училище, думал, что буду офицером. Но параллельно стал работать барменом в маленьком кафе. Потом была служба в Казахстане и знакомство с моим будущим бизнес-партнером. Когда я вернулся из Казахстана, я понял, что армия не для меня.
Мой путь в бизнесе начался с малого — с простого столика, на котором я продавал товар. Условия были очень сложные. Я работал по 15 часов в день: закупал товар, оформлял документы, продавал — это был труд с большими физическими и моральными нагрузками, но это была школа жизни.
Сначала был столик, потом два, три, затем открыл ларек. Когда ларьков стало 20, мне предложили купить оптовый склад.
Какие были первые крупные покупки для себя?
Машина — красная «семерка».
Как бизнес развивался после оптового склада?
Я открыл дистрибьюцию популярных брендов — Pepsi, Coca-Cola и жевательные резинки Wrigley's. Бизнес постепенно рос. У меня было 30 торговых точек и 4 оптовых склада. Затем моей компании были переданы права по управлению брендом Bacardi Martini на территории Кавказа, Волги и Урала. В стране было всего около восьми компаний, которые занимались работой такого масштаба, и это стало для нас большой возможностью.
В чем заключалась ваша работа?
Я хранил товар на складе, контролировал кредиты и доставку, получая 10% комиссии. Продавал большие партии, но понял, что бизнесами управляют корпорации и надо создавать свой бренд, чтобы выйти на их уровень — так появилась «Белая Березка».
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Как вы подходили к анализу рынка при создании нового бренда?
Начинал с изучения статистики и ценовых категорий. Например, анализировал водку в категории 200 рублей, изучал конкурентов. Важно понять и эмоциональные ценности бренда, чтобы выделиться.
Почему именно «Белая Березка»?
Название было уникальным и незанятым, и мы зарегистрировали права. Бутылка с белым и стройным дизайном сразу привлекла внимание потребителей, и бренд стал популярным.
Какой нужен маркетинг для достижения успеха?
Маркетинг — это выбор между проверенным путем и созданием уникального продукта. Важно анализировать рынок и тренды. Пример: один бренд, на который я потратил $1 млн, не оправдал ожидания, а «Белая Березка» стала успешной благодаря правильному подходу.
Почему водка стала символом России на мировых рынках?
Водка ассоциируется с Россией, особенно в США, где даже если на бутылке написано «Финляндия», она все равно воспринимается как российская. Это подчеркивает, как водка укоренилась в мировом восприятии русской культуры.
Что стало ключевым моментом для решения о продаже компании?
Приостановка 30 лицензий сделала бизнес трудноуправляемым. Продав компанию за вшестеро меньшую цену, чем она стоила, я оставил деньги на налоги и распродажу активов. Эмоционально было тяжело — за 20 лет мы создали большую компанию, а теперь пришлось все распродать.
Сколько сотрудников работало в компании на момент продажи?
В пике было 3500 сотрудников.
Вы мечтали о миллиарде. Что помогло вам понять, что в алкогольной индустрии достичь такого результата сложно?
Вся отрасль измеряется в девятилитровых коробках. Для того, чтобы стать мировым брендом, нужно продать 1 миллион коробок в год. А в случае с «Белой Березкой» наш максимум — 600 тысяч коробок. Мы не стали миллиардным брендом, но это уже было большим достижением.
Вы прошли программу MBA. Как это повлияло на вашу карьеру и на то, как вы теперь воспринимаете свою роль в обществе?
Это была уникальная возможность учиться у лучших и применять международные бизнес-методы в российской реальности. Программа позволила мне совершенствовать стратегическое мышление, понять, как строить бизнес, и осознать, как важно быть не просто бизнесменом, а человеком, который может влиять на общество. В то время в нашей стране еще только формировался тип «бизнесмена», и мне повезло быть частью этого процесса.
Как вы связываете современные технологии с философией?
Современные решения важны для современных времен. Мой дневник — это социальный роман, где я делюсь мыслями и стихами. Я считаю важным развивать не только физически, но и духовно, например, читая стихи вслух как утреннее упражнение для души.
Как в условиях кризисов можно сохранить устойчивость?
Знания — самый устойчивый актив. Они не зависят от кризисов. Рекомендую программы, такие как Mini MBA от Московской бизнес академии, чтобы улучшить компетенции и адаптироваться к переменам в бизнесе.
Почему вы начали активно использовать Instagram (социальная сеть, запрещенная в РФ)?
Ранее мой Instagram был закрытым, и я делился мыслями с небольшой аудиторией. Год назад я открыл аккаунт для более широкой публики, превратив его в открытый социальный роман.
Какие эмоции возникли, когда ваш аккаунт начал набирать популярность?
Сначала было неловко из-за хейта, и я думал закрыть аккаунт. Но затем понял, что такие реакции — часть процесса. Вдохновленные мной молодые люди помогли осознать, что я могу влиять на их восприятие мира.
Вы часто говорите о борьбе между добром и злом в человеке. Что это для вас значит?
Мы все состоим из добродетелей и страстей, и важно стремиться к тому, чтобы добродетелей было больше. Это мое ощущение и философия жизни.
Как ваш образ жизни и бизнес изменились после появления бренда Николая Василенко?
Создание бренда изменило многое. Время для литературы, поэзии и философии стало ограничено — я все больше времени посвящаю видео-контенту и продолжению своей миссии. Главным для меня стала миссия улыбки и добра. Я все еще занимаюсь бизнесом, знаю много о стратегическом планировании и маркетинге, но для меня сейчас важнее влиять на людей через позитив и добро.
Как вы относитесь к пародиям на ваш образ и реакции людей в сети?
Пародии вызвали у меня исключительно положительные эмоции. Это не задевает, а наоборот, заряжает позитивом. Люди начинают проявлять творчество, создавая маски, пародии. Это совершенно без агрессии и провокаций, что для меня важно. Я рад, что мой контент вызывает положительные отклики и приносит радость, даже если он кому-то не нравится.
Планируете ли вы монетизировать бренд Николая Василенко?
На данный момент это исключительно социальный проект, не имеющий коммерческой цели. Я ощущаю свою ответственность перед обществом. Ранее я пробовал рассматривать коммерческие предложения, но потом решил сосредоточиться на чем-то другом. Мой агент, Виктория, понимает мою стратегию. Если компания, например, «Сбербанк», обращается с предложением, я согласен, потому что это соответствует моим ценностям и помогает обществу.
Получается, что сейчас ваша деятельность не ставит цель зарабатывать деньги?
Деньги — это приятный бонус, но они не являются основной целью. Конечно, когда «Сбербанк» оплачивает контракты, это дает мне дополнительный доход. Но для меня важно, чтобы моя деятельность была полезной людям. Я больше всего ценю возможность распространять позитив, не ставя материальное вознаграждение на первое место.
В начале вашего пути было много спорта. Как это повлияло на вашу бизнес-жизнь?
Это дисциплина, стремление к результату и умение ставить цели. В бизнесе, как и в спорте, важно не останавливаться и двигаться вперед, несмотря на препятствия.
Как вы видите роль алкогольного бизнеса в экономике?
Налоги с продажи алкоголя составляют значительную часть доходов государства. Например, если водка стоила 140 рублей, то государство из этой суммы получало около 90 рублей налогов.
Что, по вашему мнению, важнее для успеха бренда: функциональные или эмоциональные ценности?
И то, и другое. Функциональные ценности, такие как надежность, — это основа. Но для того чтобы бренд стал успешным, он должен попадать и в эмоциональные ценности, быть чем-то больше, чем просто продуктом. Это важная составляющая, особенно в таких категориях, как алкоголь, где образ и эмоциональная привязанность играют ключевую роль.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Когда вы решили открыть ресторан и почему именно ресторанный бизнес?
Это было похоже на создание бренда водки. Важно было выбрать правильное место и формат. Это не просто ресторан, это целая система, где нужно учитывать множество факторов, чтобы бизнес оказался успешным.
Мы выбрали концепцию это русско-французской кухни с домашними блюдами, но при этом с элементами высокой кухни. Ресторан должен быть частью города, местом, где можно просто выпить чашечку кофе или отпраздновать день рождения. Мы сделали акцент на уюте, теплоте и событиях. «Онегин» стал местом, куда люди приходят не только поесть, он стал частью жизни города.
Планируете ли вы открывать новые рестораны?
Пока не было подходящего предложения. Я не сетевой ресторатор, и для нового ресторана нужно, чтобы совпали все факторы: локация, формат, деньги, и условия аренды.
Ваш личный бренд повлиял на ресторанный бизнес? Увеличился ли поток клиентов?
Да, поток клиентов увеличился, но вместе с этим повысилась ответственность. Мы расширили персонал на 20%, увеличили кухню. Однако, когда я посмотрел отчет, выяснилось, что результаты стали хуже, чем до этого. Персональный бренд важен, но не всегда приводит к ожидаемому результату, если не учесть все нюансы бизнеса.
Из бизнесов у вас только ресторан?
Помимо ресторанного бизнеса, я занимаюсь частными инвестициями. Все мои другие бизнесы не публичные. Я управляю капиталами, инвестирую в акции, валюту, но на операционном уровне не участвую.
Кто для вас является примером героя, которому стоит подражать?
Мне близки те, кто живет чисто, без лишних умственных нагрузок. Мы часто восхищаемся умными людьми, но они не всегда используют свой ум на благо общества. Мои герои — те, кто живет проще, как Иванушка-дурачок из русских сказок. Его любят больше всех.
Какие навыки будут важны в следующем десятилетии для людей, стремящихся преуспеть в своем деле?
Самый важный навык — способность понимать людей. Это ключ к успеху в бизнесе. Нужно понимать не только своих клиентов, но и человека в целом, его потребности и желания. Это универсальный навык, который поможет в любой сфере деятельности.
Какой совет вы бы дали себе в 18 лет?
Я очень доволен тем, что прошел в жизни, и не жалею ни о чем. Моя жизнь прекрасна, и путь, который я выбрал, тоже. Мой совет всем 18-летним: оставайтесь максималистами, верьте в себя и свои идеи. В этом возрасте вы уже не ребенок, но еще не потеряли веру во многое. Для меня наилучший человек — это ребенок, потому что он чист, не ограничен правилами и ожиданиями. В 18 лет сохраняйте эту чистоту и идеализм. Все остальное придет с опытом.
Что бы вы посоветовали людям, которые только начинают свой путь в бизнесе или медиа?
Быть искренним и не бояться менять себя. В бизнесе и в жизни всегда важно следовать своим ценностям, быть готовым учиться и адаптироваться. Не всегда нужно искать быстрые результаты — успех приходит, когда ты веришь в то, что делаешь, и когда твоя работа приносит пользу другим.
Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.
Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту d.bachurina@hf.ru.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
"Вызывающий крайне отрицательное отношение к себе, крайне неприятный."