ООО «КОРТРЕВЕЛ МАРКЕТ»
ИНН:7703263207
erid:2SDnjeSM357
ООО «КОРТРЕВЕЛ МАРКЕТ»
ИНН:7703263207
erid:2SDnjeSM357
В 1980-х годах American Airlines запустила необычную программу: за $250 000 (около $750 000 в ценах 2025 года) можно было купить пожизненный авиапропуск AAirpass для полетов первым классом без ограничений. Замысел был простой: мало у кого найдется такая сумма денег, а уж если у клиента она есть, то он, скорее всего, очень занят и чисто физически не сможет подвергнуть идею абьюзу, налетав больше, чем положено. В принципе, авторы программы все верно рассчитали, но не учли того факта, что одним из клиентов оказался помешанный на авиаперелетах чикагский банкир, использующий непрерывные путешествия на самолете как средство для своеобразной психотерапии.
Стивен Ротштейн, использовал пожизненный пропуск так активно, что, по оценкам авиакомпании, нанес ей убытки в $21 млн. Его история, закончившаяся судом и взаимными обвинениями, показывает, как амбициозная идея может обернуться против создателей.
В начале 1980-х American Airlines переживала трудные времена: высокие цены на топливо, устаревший флот и конкуренция после дерегуляции авиарынка США в 1978 году подталкивали компанию к банкротству. Чтобы привлечь деньги, авиакомпания предложила AAirpass: за $250 000 клиент получал неограниченные полеты первым классом на всю жизнь, членство в VIP-залах Admirals Club и бонусные мили. С 1981 по 1988 год 66 человек купили пропуск, принеся $16,5 млн (около $50 млн в 2025 году).
Стивен Ротштейн, 37-летний инвестиционный банкир из Чикаго, приобрел AAirpass в 1987 году. Для него, часто летающего по работе, это было выгодной сделкой. В 1989 году он добавил за $150 000 (около $450 000 сегодня) пропуск для спутника, договорившись, что тот может лететь отдельно. Правила были просты: пропуск нельзя передавать другим. Бронирование делалось по телефону без проверки личности, что позже сыграло ключевую роль.
Ротштейн использовал AAirpass по максимуму: с 1987 по 2008 год он совершил около 10 000 полетов — в среднем 476 в год, больше одного в день. Среди маршрутов: 1000 рейсов в Нью-Йорк, 500 в Сан-Франциско, 500 в Лос-Анджелес, 500 в Лондон, 120 в Токио, 80 в Париж и 7000 по другим городам. Он мог слетать из Чикаго в Онтарио за любимым сэндвичем. Его звонки в отдел бронирований стали такими частыми, что агенты знали его по голосу. По оценкам American Airlines, эти полеты обошлись в $21 млн упущенной выручки.
Ротштейн утверждал, что соблюдал единственное правило — не передавать пропуск. Однако он часто бронировал места для «спутников» под вымышленными именами, вроде «Стивен Ротштейн-младший», чтобы держать соседнее кресло пустым или предлагал билеты незнакомцам, например, для поездки на похороны. Он считал это добрыми делами, но авиакомпания увидела в этом нарушение.
13 декабря 2008 года Ротштейн приехал в аэропорт Чикаго для очередного полета в Лондон. У гейта ему вручили письмо: AAirpass аннулирован за «мошенническое использование». Авиакомпания обвинила его в спекулятивных бронированиях: с 2005 по 2008 год 84% его резервов были отменены или проигнорированы, а 41 рейс для спутников остался пустым. Ротштейн подал иск в суд Иллинойса, требуя $7 млн за нарушение контракта, утверждая, что авиакомпания годами закрывала глаза на его действия. American Airlines ответила встречным иском, обвиняя в мошенничестве.
В суде Ротштейн объяснил, что бронировал пустые места в период депрессии после смерти сына в 2002 году, разговаривая с агентами по часу, чтобы справиться с одиночеством. Агент Лоррейн Кросс подтвердила: ей не давали инструкций о том, что считать нарушением. Тем не менее, авиакомпания настаивала, что Ротштейн нарушил правила, бронируя для несуществующих людей.
Суд затянулся до 2012 года, совпав с банкротством American Airlines по главе 11 — иронично, что что AAirpass создавался, чтобы избежать этого. В итоге стороны заключили мировое соглашение, детали которого не разглашаются. AAirpass был закрыт в 1994 году, а попытка продать его в 2004 году за $3 млн провалилась. Экс-гендиректор American Airlines Боб Крэндалл позже признал: «Мы думали, что пропуска купят компании для топ-менеджеров, которые летают не так уж и часто, но нас обхитрили». Ротштейн и Врум обошлись авиакомпании дороже, чем она заработала на программе.
История AAirpass — урок о том, как непродуманные акции могут обернуться убытками. Для предпринимателей в России, где лояльность клиентов часто строится на скидках и бонусах, это напоминание: четко прописывайте правила программ. Если вы запускаете франшизу или бонусную систему, тестируйте условия на малых группах, чтобы избежать лазеек. Ротштейн использовал пропуск по правилам, которые авиакомпания не уточнила, и это стоило ей миллионов. В 2025 году, когда конкуренция в ритейле и услугах растет, прозрачность и контроль — ключ к устойчивой прибыли.
АО "ТБанк"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdDDR3J