ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
У меня крупная компания по организации мероприятий и предоставлению пространств для творчества. Один из проектов – вегетарианское кафе «Брат» совсем недавно пришлось закрыть и выставить на продажу.
В то, что COVID-19 не выдумка, мы долго не верили. В конце марта 2020 года призрачная угроза стала суровой реальностью – посещаемость проектов упала в 5 раз. Карантина тогда еще не было, но тревожность ощущалось очень отчетливо. Люди не понимали, что происходит и предпочитали после работы сразу идти по домам.
Убытки постигли всех – не только общепит. Организация мероприятий резко стала непредсказуемой, все стали отменять свадьбы, бессрочно переносить концерты и забирать предоплаты.
Мы поняли, что наступило время затянуть пояса. Сократили расходы, а работать стали гораздо больше. В первую очередь нужно было обезопасить клиентов. Везде появились маски, антисептики, была усилена санитарная обработка. Через социальные сети мы доносили до людей, что гостей сейчас мало, поэтому ходить к нам безопасно. В «Брате» даже появилось «карантинное» меню - бюджетная версия, для тех, кто начал экономить.
После введения карантина дела пошли еще хуже. Принимать гостей мы не могли. Решили отказаться и от доставки, так как пробный период прошел неудачно, а репутацию терять не хотелось. Отдельно посчитали, что работа с агрегатами доставки тоже убыточна. Любая служба берет не менее 35% от выручки, а для увеличения рейтинга фактически обязывает предоставлять скидки. Работать ради 40 р. за блюдо не хотелось.
Еще одна причина провала с доставкой – сама еда. Только 18% гостей оказались настоящими вегетарианцами. Остальные были готовы кушать овощи только ради пользы, уютной атмосферы или хорошей компании. Уверена, многие бы предпочли жареный стейк, если бы их вторая половина не обожала наше заведение.
К своему сожалению, я поняла насколько дорого содержать ресторан в «выключенном» состоянии. Продукты имеют свойство портиться, от коммунальных и арендных платежей не спрячешься, а еще есть налоги, зарплаты…
Какие-то суммы удалось снизить за счет неприятных переговоров. Какие-то – погасить резервными средствами. Я очень хотела сохранить кафе. Однако, из-за карантина возник конфликт с другими арендодателями по другим проектам, поэтому пришлось перераспределять ресурсы.
Если бы я жила только «Братом», мне удалось бы «протащить» его через кризис. Но карантин продлили на май и далее. Стало очевидно, что моя надежда на счастливый исход трещит по швам. Убытки в марте составили полмиллиона рублей. В следующие месяцы – по 400 000 рублей. Раньше кафе ни разу не уходило в минус.
Попытаться вернуть «Брата» к жизни, конечно, можно. Но не осталось уже ни финансовых, ни моральных сил. Процесс восстановления – это первые месяцы с убытком, пока не вернутся постоянные клиенты, колоссальный объем работы по пиару, возможно, даже смена всей концепции.
Я приняла решение продать «Брата» за 3 миллиона рублей. Даже при всех затратах он способен окупиться за 1,5 года. Теперь это будет совсем другое заведение.
В ближайшее время я хочу открыть заново три оставшихся проекта. Впереди много работы по ремонту и переоформлению помещений. Все так неожиданно закрылось, я даже не успела это полностью осознать. Теперь придется начинать все с чистого листа.
Мне кажется, общепит без доставки переживает очень сложное время. Многие возобновят работу, но, потеряв клиентов, закроются снова. Люди очень хотят живого общения, но вряд ли пока кто-то захочет засиживаться в ресторанах допоздна. Средние чеки сильно просядут. Станет меньше заведений с узкой направленностью.
Тем не менее, я желаю всем работникам общепита верить в лучшее, ведь потребность проводить время с едой в хорошей компании не исчезнет у людей никогда.