ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
Как известно, умные люди учатся на своих ошибках, а самые умные — на чужих. Поэтому, принимая решение об открытии бизнеса по франшизе в сфере розничной торговли, стоит обратить внимание на пять ключевых ошибок, которые чаще всего совершают начинающие франчайзи.
Эксперты «Пятёрочки» составили собственный шорт-лист ошибок и сформулировали рекомендации, как их избежать.
Запуск бизнеса по франшизе — это приобретение работающей и проверенной бизнес-модели. Однако это не значит, что предпринимателю достаточно вложить деньги и начать получать доход. Поиск помещения, ремонт, подбор персонала и управление им, ежедневная работа по поддержанию качества услуг — всё это полностью на плечах франчайзи вне зависимости от модели франчайзинга (прямой или обратной) . Франшиза — это такой же бизнес, как и любой другой, а значит, его успех на сто процентов зависит от личных качеств основателя, его упорства, энергии и готовности преодолевать трудности и добиваться результата.
Кроме того, начинающие предприниматели нередко упускают из виду, что работают под брендом масштабной торговой сети, миссия которой — удовлетворять потребности гостей магазинов, предоставляя им широкий выбор товаров по выгодным ценам в непосредственной близости от дома. Такой подход создаёт ряд правил и стандартов в работе магазинов. Поэтому, становясь партнёром крупной сети, предприниматель должен соблюдать утверждённые регламенты и координировать все свои действия с торговой сетью.
Как избежать ошибки: относитесь к франшизе как к любому другому бизнесу и не перекладывайте 100% ответственности на головной бренд. Даже в случае обратной франшизы, которая предполагает большую вовлечённость владельца бренда, ежедневный локальный менеджмент, поддержание уровня сервиса, управление персоналом — всё это всегда остаётся за франчайзи.
Выбирая франшизу, начинающие бизнесмены часто смотрят на популярность того или иного бренда. Однако прямой связи между прибыльностью франшизы и количеством открытых точек нет. Как показывают многочисленные примеры, широкая известность не всегда гарантирует регулярный доход. Конечно, можно опираться на реальные истории успеха, но важно не совершить известную «ошибку выжившего»: зацикливаться на нескольких успешных кейсах и не учитывать количество провалов.
Также не даёт достоверного представления о прибыльности франшизы и количество заключённых франчайзинговых договоров. Подозрительно большое количество заключенных контрактов может быть результатом грамотного маркетинга головного бренда, но часто цифры зависят от модели франчайзинга. Например, при обратной модели, которая используется в «Пятёрочке», головной бренд не ограничивается предоставлением прав на торговую марку, а полностью финансирует поставки и управляет ими, запасами и ценовой политикой. Прибыль франчайзи, в свою очередь, складывается из ежемесячной комиссии от выручки его торговой точки. Следовательно, объём вложений владельца бренда многократно выше. Неудивительно, что при таком подходе требования к потенциальному партнёру серьёзнее, а количество проданных франшиз — меньше.
Как избежать ошибки: перед принятием решения о покупке той или иной франшизы стоит провести детальное исследование. Лично пообщайтесь с другими франчайзи, узнайте обо всех неочевидных проблемах и трудностях; поговорите с покупателями и жителями района, в котором предполагаете открыть торговую точку. Это тот самый минимум действий, который поможет вам сделать правильный выбор и получать доход уже с первых месяцев ведения бизнеса.
Каждая отрасль имеет свою специфику и, соответственно, усреднённую скорость окупаемости. Кроме того, на финансовый результат влияют текущее состояние рынка и его подверженность экономическим кризисам. Соответственно, глубинный анализ сферы поможет понять, в какой момент лучше выйти на рынок и стоит ли открывать бизнес в этой сфере в текущих экономических условиях.
Как избежать ошибки: провести детальный рыночный анализ. Конечно, на это уйдёт время, поэтому обратите внимание на готовые маркетинговые исследования. Сегодня глубинные анализы можно найти практически по каждой отрасли. В результате вы должны чётко понимать, в какой фазе роста или стагнации находится сейчас рынок, какое влияние оказывают локальные и глобальные тенденции.
Оценивая объём предстоящих вложений, не стоит полагаться исключительно на информацию из рекламных буклетов. Недобросовестные франчайзеры нередко умалчивают о дополнительных расходах, штрафах и других платежах, которые лягут на плечи франчайзи. Поэтому перед тем, как поставить заветную подпись, доверьте контракт грамотному и опытному юристу, а также проконсультируйтесь с финансистом или бухгалтером.
При оценке будущей выручки многие начинающие предприниматели забывают о важном пункте — геомаркетинговом исследовании. На начальных этапах важно оценить проходимость будущей локации, спрос в районе, наличие и плотность конкурентов. Необходимо убедиться, что ваш магазин по франшизе — это именно то, что нужно жителям. Причем не только в текущий момент, но и в перспективе. Если, например, район активно застраивается, то можно спрогнозировать будущее увеличение трафика в торговой точке.
Как избежать ошибки: перефразируем знаменитую поговорку — плохо подготовившийся франчайзи платит дважды, поэтому после выбора франшизы инвестируйте максимум свободного времени в грамотный и детальный маркетинговый и финансовый план. Подробнее о том, какие пункты важно не забыть при подготовке плана, расскажем в одном из будущих материалов.
Начинающие предприниматели часто полагают, что смогут вести бизнес в одиночку. На самом деле ключевой фактор успеха на старте — правильно подобранная команда. Причём развитие бизнеса в равной степени зависит как от усилий и мотивации линейного, так и от управленческого персонала.
Как избежать ошибки: соберите команду настоящих профессионалов, даже если вы уверены, что справитесь со всем сами. На начальных этапах вам предстоит погружаться в такие аспекты отрасли, о существовании которых вы даже не подозревали. На это уйдёт время. К тому же большинство задач придётся делать параллельно: общаться с сособственником помещения, ремонтно-строительной бригадой, разбираться в договорах, а если вы работаете по прямой франшизе, допустим, в продовольственном ритейле — ещё и искать поставщиков продукции и вести с ними коммуникацию, а в сутках, как мы помним, всего 24 часа.
Ваши сотрудники — это фундамент бизнеса. Эти люди помогают вам строить его изнутри, а значит, от их мотивации и вовлеченности успех зависит не меньше, чем от грамотного финансового планирования. Поэтому создайте хорошую систему поощрения сотрудников, регулярно проводите обучение и не забывайте о тимбилдингах и корпоративных праздниках.
А каких ошибок, на ваш взгляд, можно избежать при открытии бизнеса по франшизе и при ведении собственного бизнеса в целом? Делитесь в комментариях!