ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
Готовить еду по пути к клиенту и отдавать заказ из печки идея отличная, вот только пока она не нашла реализации в мире общепита, хотя ряд компаний делает попытки развить данную тему.
Но одно дело идея, а совсем другое ее реализация. Стартап компании Zume Pizza имел большой потенциал на рынке общепита, но требовал огромных инвестиций, ведь покупка и полное оснащение фургона довольно дорогостоящий проект.
Генеральный директор компании Алекс Гарден строил грандиозные планы по развитию своего детища и мечтал быть Tesla в мире свежей еды.
Он пришел в мир общепита из совершенно иной сферы - видео игр. Продал свой прошлый проект за 10 млн долларов и вместе с ресторатором Джулией Коллинз основал компанию Zume. Стоит отметить, что патент на приготовление теста в пиццу без участия человека был зарегистрирован Гарденом еще в 2013 году.
Первые доставки пиццы начались в 2016 году, но проект не имел большого успеха. Клиенты жаловались на сырое тесто и небольшое количество начинки и соусов, хотя отмечали свежесть продуктов и скорость доставки. Изначально стартап предполагал роботизированную кухню, пиццу на которой готовили роботы. Хотя если разобраться детально, роботы лишь размазывать соус и ставили пиццу в духовку, все остальное делали люди.
Еще одна проблема всплыла в ходе приготовления пиццы - из-за движения автобуса соусы расплескивались, а сыры рассыпались внутри фургона, что приводило рабочее место в ужасающее состояние. Поэтому было принято решение парковать фургоны в центральном районе города и доставлять готовую пиццу на мопедах или автомобилях.
В планах развития компании на несколько лет вперед были довольно внушительные цифры - например, показатели за 4 квартал 2020 года должны были быть 250 млн долларов, а год спустя, в 4 квартале 2021 года - 1 млрд долларов. Но им не суждено было сбыться по нескольким причинам. Начиная с той, что выручка компании Zume в 2019 году не смогла перешагнуть планку в 1 млрд долларов.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Чтобы быстро масштабировать свой проект, Гарден обратился к компании SoftBank с просьбой выделить ему 375 млн долларов инвестиций. Но глава SoftBank Group, Масаеси Сон, который лично осмотрел фургон для приготовления пиццы, решил, что идея не так хороша, как о ней рассказывают, и в инвестиции Zume было отказано.
Это сильно подорвало настрой Гардена, и он практически перестал появляться в офисе. В середине 2019 года компания начала терять менеджерский состав, который начал потихоньку покидать тонущий корабль.
В 2020 году было решено отказаться от идеи доставки пиццы, а следовательно, и сократить штат сотрудников на 360 человек. Оставшиеся 300 сотрудников должны были заниматься разработкой и изготовлением упаковки для других компаний.
На территории России фудтраки еще не так популярны, как в США, но это не останавливает энтузиастов развивать нишу передвижного общепита. Единственной и главной проблемой, которая останавливает многих предпринимателей перейти в данную нишу, является несовершенство закона, которое значительно усложняет работу фудтраков. В данный момент данный бизнес приравнивается к точкам нестационарной торговли, и на каждое место, где планируется установить фудтрак, необходимо заключать новый договор аренды, что значительно усложняет, удлиняет и удорожает процесс передвижной торговли.
Данный вопрос поднимался в Думе еще в 2018 году, затем в 2019, а когда грянула пандемия, вопрос встал особенно остро, и глава Минпромторга вновь обратился к Думе с просьбой рассмотреть законопроект… Но вот заканчивается 2021 год, а ситуация так и не сдвинулась с места.
Предприниматель Рафаэль Хабиров из Уфы связался с миром фудтраков в 2016 году. В старт бизнеса он вложил 80 млн рублей. И уже в 2019 проект принес ему выручку в 380 млн рублей, из которых 40 млн рублей составила операционная прибыль.
«Открытие ресторана в столице обойдется около 25 млн рублей, а если не угадать с местом, можно прогореть и отбить свои вложения только на продаже оборудования. Другое дело фудтрак. Небольшой стоит от 1.2 млн рублей, а большой от 2.5 млн рублей. А если не угадал с местом - можно его сменить, не угадал с меню - сделать ребрендинг», - считает Рафаэль Хабиров.
Ежемесячно компания EdaNaKolesah изготавливает 12–15 фудтраков, формируя новый для России вид общепита. На сегодняшний день компанией выпущено уже 400 фудтраков.
Стоит отметить, что первым клиентом Хабирова стал русскоговорящий немец, который не понаслышке знает, что такое фудтраки и насколько они могут быть популярны. Его фудтрак получил название «Берлин Кебаб».
Хабиров нанимает в свою команду профессионалов. Например, инженерную часто для него разрабатывает фрилансер, который имел опыт в разработке новейших моделей ракет.
Хабиров не только изготавливает и продает фудтраки, но и предлагает своим клиентам, делающим первые шаги в бизнесе, сотрудничество в качестве франчайзи с одной из 10 компаний, покупающих у него фургоны.
Фудтрак, установленный в удачном месте, может принести своим владельцам до 100 тыс. рублей выручки в день в столице и около 30 тыс. рублей выручки в день в регионах. А если принимать участие в фестивалях под открытым небом, то выручка может приблизиться к 500 тыс. рублей.
Главный конкурент на российском рынке - компания ГАЗ, выпускающая фудтраки на базе своих автомобилей.
Совладелец двух фудтраков Durum-Durum, Денис Пугач, начал свой бизнес в 2013 году. Оборудованные фургоны он привез из США, купив их там за 10 тыс. долларов. Хотя изначально он мечтал переделать в фудтрак английский double-decker, но из-за ряда ограничений на российских дорогах это оказалось невозможно.
В меню фудтрака, как можно догадаться из названия, были дурумы с курицей, капустой, огурцами и двумя соусами.
Дополнительно к фудтраку бизнесменам пришлось оборудовать заготовочный цех, который обеспечивает фудтрак необходимым количеством заготовок. В зависимости от дня недели и предстоящего события количество заготовок может быть разным, как и количество сотрудников в заготовочном цехе.
Безусловно, в фудтрак, привлекающий внимание клиентов, подходит больше гостей, но, по словам Дениса, чем красивее вагончик снаружи, тем неудобнее он внутри. Например, скругленные углы не позволяют установить стандартное оборудование и все приходится делать под заказ, что значительно увеличивает стоимость. Не стоит забывать и о температуре внутри фудтрака, чем больше в нем оборудования, тем она выше, а значит сложнее работать. И от этого никуда не деться, это издержки профессии повара.
Если законопроект № 601732-7 все-таки когда-нибудь будет рассмотрен и вступит в силу, рынок общепита на колесах в России вырастет в разы, ведь, как уже говорилось ранее, гораздо выгоднее купить оборудованный фудтрак, чем открыть стационарный ресторан. И, может быть, к 2025 году мы сможем наслаждаться едой, которую приготовили, пока доставляли.
Мнение предпринимателей является субъективным и может не совпадать с мнением редакции.
Если вы хотите рассказать о своем бизнес опыте, пишите нам в Телеграм - @f_partnerkin или на почту [email protected]