ООО "КьюСофт"

ИНН:7714594610

erid:2SDnjd1AmDt

ООО "КьюСофт"

ИНН:7714594610

erid:2SDnjd1AmDt

ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»

ИНН:7704218694

erid:2SDnjesUVRk

04 октября 2024 в 11:40 0 170

Автошколы России: как адаптироваться к новым требованиям и удержать прибыльность. Мнение экспертов

С 2020 по 2024 год автошколы России столкнулись с серьезными проблемами, которые существенно повлияли на их деятельность. Пандемия привела к тому, что около тысячи автошкол закрылись, а это примерно шестая часть от общего числа учебных заведений в стране. 

Самую свежую и подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Telegram-канала.

Одной из ключевых проблем для автошкол стало резкое удорожание автомобилей, топлива и запчастей, что привело к росту стоимости обучения. В то же время зарплаты выросли незначительно, и это ослабило спрос среди населения. Обучение в автошколах стало менее доступным, а покупка автомобиля — роскошью, что особенно отразилось на аудитории в возрасте от 18 до 35 лет, которая и была основной клиентской базой. 

Получите бесплатный бизнес-план по открытию бизнеса в ТОП сферах: онлайн-курсы, школы, тренинги, детские лагеря

Получить

В условиях дефицита новых автомобилей и роста цен на запчасти, школы стали переходить на более бюджетные модели машин и снижать количество транспортных средств. А из-за падения спроса среди частных лиц автошколы начали ориентироваться на корпоративных клиентов — логистические компании и такси-сервисы, которым необходимо обучать сотрудников вождению, стали важными партнерами.

Для привлечения клиентов автошколы начали переходить на современный маркетинг и привлекательные концепции обучения, например, онлайн-формат. Перенос теоретических занятий в онлайн позволило сократить расходы на аренду помещений и учебные материалы. Эти курсы особенно популярны среди жителей удаленных регионов и тех, кто хочет сэкономить время и деньги.

Вносит свою лепту в усложнение работ автошкол и государство. Например, с 1 апреля 2024 года вступили в силу новые правила лицензирования, направленные на повышение качества подготовки водителей и снижение аварийности. 

Особенно серьезной проблемой стало обновление материально-технической базы: автошколам приходится приводить оборудование, учебные классы и автодромы в соответствие с единым стандартом. По данным Ассоциации автошкол России, около 30% учебных заведений не соответствуют новым критериям, что ставит под угрозу их лицензирование. Наиболее уязвимы небольшие частные автошколы, не имеющие достаточных ресурсов для модернизации. 

Как и всякий бизнес, автошколы имеют свои плюсы и минусы. 

Плюсы: Минусы:
Стабильный спрос на обучение вождению Высокие начальные затраты
Онлайн-формат обучения Новые требования к лицензированию
Возможность работы с корпоративными клиентами Падение спроса среди частных клиентов
Высокая рентабельность Конкуренция.


Многие считают, что бизнес по открытию автошколы является стабильным источником дохода. Безусловно, можно набросать приблизительный бизнес-план, где при стоимости курса в 30 000 рублей и ежемесячном наборе 20 учеников, выручка может составить 600 000 рублей, а чистая прибыль — около 35–40%. Учебный центр может одновременно обучать до четырех групп, что увеличивает потенциальный доход до 1 млн рублей в месяц.

Но не стоит забывать про стартовые инвестиции и необходимость соответствовать новым правилам. 

Чтобы открыть автошколу, необходимо получить лицензию на образовательную деятельность и заключение от ГИБДД, подтверждающее соответствие учебно-материальной базы установленным нормам. Школа должна иметь собственный сайт, автопарк, автодром, квалифицированных преподавателей, а также оборудованное помещение с учебными классами и необходимыми материалами.

4 проверенные идеи для твоего бизнеса

Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями

Например, автодром должен быть изолирован от доступа посторонних автомобилей и пешеходов. Его покрытие должно быть ровным, выполненным из асфальта или цементобетона, а минимальная площадь — 0,24 гектара. Также необходимо наличие ограничительных конусов, разметочных стоек, имитации железнодорожного переезда и других элементов, создающих условия для отработки навыков вождения.

Необходим и обязательный штат сотрудников, среди которых:

  • Преподаватель теории для обучения ПДД и устройству автомобиля;
  • Педагог-психолог;
  • 2–3 инструктора по вождению, которые должны иметь диплом о среднем специальном или высшем образовании, а также допобразование по профилю «Мастер производственного обучения вождению», удостоверение на право управления транспортом нужной категории и минимум 5 лет стажа без лишения прав;
  • Администратор;
  • Врач для преподавания основ первой помощи (можно на почасовой основе);
  • Бухгалтер;
  • Механик (эту функцию может выполнять инструктор с соответствующей подготовкой).

У автошколы есть право проводить теоретические занятия в дистанционном формате. Такое обучение признается легитимным при условии, что у школы есть лицензия, а также материально-техническая база — помещение, учебные материалы и квалифицированный персонал.

Автошколу можно приобрести как готовый бизнес. Согласно данным торговой площадки «Авито», в России продаётся 47 автошкол, стоимость которых варьируется от 500 000 рублей за небольшой учебный центр до 14 миллионов рублей за сеть из нескольких филиалов в одном городе.

💸 Безубыточная туристическая франшиза - зарабатывайте от 200к в месяц

Автошкола, в Новосибирске за 5 млн рублей, работает 1,5 года и предлагает обучение по категории «В» в двух отдельных классах, а также на собственном полигоне. Среднемесячный поток учащихся колеблется от 30 до 50 человек, а минимальный доход с одного ученика составляет 45 000 рублей. Все необходимые лицензии и документы будут переданы новому собственнику, включая наработки, маркетинговые материалы и действующий сайт.

За 680 000 рублей продается автошкола в Архангельске, успешно работающая на рынке уже 12 лет. Имеется бессрочная лицензия на обучение по категориям А и В. Школа расположена в удобном центре города. 

Редакция H&F узнала у владельцев автошкол, как обстоят дела в их нише, и как сфера переживает кризис последних лет.

ААлександр Гусев,
основатель федеральной
сети автошкол
«ПроАвто»

Увеличение цен — давно назревший вопрос. Но для того, чтобы давать качественное обучение, инструктор должен что-то зарабатывать, обслуживать свой автомобиль, заправлять его — все это стоит денег. Цены на топливо, запчасти, автомобили подорожали в разы. К сожалению, были не совсем честные игроки рынка, которые демпинговали и расшатывали рынок, многие автошколы боялись поднять стоимость, чтобы не потерять новых клиентов. 

Но в августе даже самые бюджетные автошколы подняли ценник. Хотя после резкого повышения стоимости обучения клиентопоток и спрос в автошколах уменьшается. К сентябрю клиенты начали просыпаться и понимать, что дешевле уже не будет. Мертвая тишина в спросе сменилась на легкий штиль и хотя бы 1–2 клиента в день записываются в автошколу.

Но периодически мелькает информация о недобросовестных школах, которые обещают научить за 20 000 рублей, а любители халявы и экономии на себе идут туда, но в итоге сталкиваются с внутренними поборами и все равно отдадут больше денег, чем было заявлено на старте. Чудес не бывает, и эти школы будут вытягивать до той суммы, которая соответствует окупаемости бизнеса.

Настала новая реальность, когда конкуренция идет не за счет низкой цены, а за счет уровня и качества компании — лучших инструкторов, новых автомобилей и высокого уровня сервиса.

ППредставитель
цифровой автошколы
«Баранка»

Количество учеников в автошколах начало расти в 2021 году — в нашей автошколе и в целом на рынке, после того как сняли ковидные ограничения. В 2022 году наблюдался небольшой спад, но всего на пару месяцев в зимне-весенний период.  Судя по исследованиям, ковид снизил спрос на обучение примерно на 20% в московских автошколах. Это логично — учебным заведениям пришлось быстро перестраиваться на новые форматы обучения, но не все смогли это реализовать. Те автошколы, которые перешли на онлайн обучение, смогли сохранить поток учеников даже в ковид. 

Сезонность всегда стабильна — с ноября по февраль в автошколах меньше учеников, и это связано с погодными условиями. Курсантам проще учиться и сдавать экзамен летом в хорошую погоду, а не в зимний период, когда слякоть и снег. При этом, несмотря на стабильно растущий спрос, наш средний чек вырос незначительно — на 7%.

Мы открылись около двух лет назад и видим, что число прямых конкурентов увеличилось. И дело не в том, что появляется много новых автошкол, а в том, что учебные заведения внедряют новые форматы обучения и становятся более диджитальными. И это хорошо — автошкольная сфера развивается быстрее, а для нас это стимул делать больше и лучше.

Можно сказать, что бизнес устойчив, как минимум, по одной причине — получение водительских прав остается актуальным, и это мы связываем в том числе с появлением каршерингов. Теперь получить права можно не только для того, чтобы купить собственную машину, но и для комфортного передвижения по городу или путешествий на арендованном автомобиле.

Процесс открытия автошколы достаточно напряженный и долгий, а еще дорогостоящий — в смету, помимо основных составляющих бизнеса, нужно включить обслуживание машин и аренду помещений, которая сейчас резко выросла в цене. Однако если посмотреть в сторону цифровизации автошколы, то итоговая стоимость может быть гораздо приятнее. Так что открывать автошколу или нет — вопрос, на который каждый предприниматель должен ответить сам.  

ТОП-10 бизнес-конференций: августовская подборка

ААлексей Мецлер,
СЕО федеральной
академии вождения
«Вектор»

Количество учеников внутри региона глобально не меняется, но меняется их распределение между игроками рынка. Наблюдаем тенденцию — сильные школы становятся сильнее, а слабые автошколы учеников теряют.
Кризис повлиял на количество клиентов в моменте. Пандемия и изменения в политической обстановке приводили к спаду спроса, но позже этот же отложенный спрос становился причиной взрывного роста. Если посмотреть в разрезе года, то средние показатели стабильны.

Мы постоянно вкладываемся в продукт, повышаем качество, большое внимание уделяем сервису. И видим отклик со стороны потребителя — спрос на обучение в академии вождения «Вектор» растет.

Цена на тот продукт, который мы предлагаем, постепенно должна приближаться к 100 000 рублей. Уже сейчас есть регионы, где средний чек составляет 60 000–80 000 рублей и это считается нормой. 

Но специфика бизнеса в том, что обучение вождению — это разовая услуга. И часто недобросовестные школы демпингуют, завлекают сладкими офферами со скрытыми доплатами, чтобы заполучить клиента любой ценой, ведь повторно обращаться ему не потребуется (если только человек не захочет обучиться на другие категории). Из-за этого в некоторых регионах рост среднего чека тормозится.

Цель «Вектор» — предоставить качественное обучение для повышения безопасности на дорогах, и как только потребитель начнет понимать, что такое обучение не может стоить дешево, тогда стандарты на рынке в целом станут выше, а смертность на дорогах ниже.

Рост конкуренции есть, но для нас он незначительный. Сейчас ни один бизнес в нынешних реалиях нельзя считать фундаментально устойчивым. 

Несмотря на то, что спрос на услугу стабильный, просто открыть местечковую автошколу в каком-то городе, не имея за собой сильного партнера, идея утопичная. А вот попасть в сильную команду единомышленников, использовать опыт и ресурс эксперта в отрасли точно стоит. 

4 проверенные идеи для твоего бизнеса

Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями

ААвтошкола
«Формула» 

Количество учеников остается на стабильном уровне по сравнению с прошлым годом. Спрос на услуги стабилен и тоже соответствует показателям прошлого года. Однако, в связи с текущей ситуацией, мы планируем впервые за последние пять лет в октябре повысить средний чек.

Конкуренция действительно возросла: после пандемии на рынок одновременно вышли пять новых игроков, в том числе крупные сети. Несмотря на это, наш бизнес можно назвать устойчивым.
Что касается открытия новой автошколы, важно сначала просчитать финансовую модель бизнеса. Если она окажется жизнеспособной, то стоит принимать решение об открытии, даже в условиях высокой конкуренции.

Получите бесплатную консультацию по выбору бизнес ниши в 2024 году: онлайн-курсы, школы, тренинги, детские лагеря

Получить

Ситуация в сфере автошкол претерпела изменения, но кризис не оказал негативного влияния на количество учеников. Напротив, количество клиентов стало расти. Спрос на услуги автошкол продолжает увеличиваться, поскольку многие инструкторы недостаточно качественно обучают учеников, что приводит к необходимости повторных курсов для получения водительских прав.

Но несмотря на растущий спрос, бизнес остается неустойчивым. Существует высокая конкуренция в городе, и это создает дополнительные сложности для новых игроков на рынке. В условиях такой конкуренции многие автошколы вынуждены повышать средний чек, что также отражает общий тренд среди отрасли.

Оружейный барон: как продюсер YouTube-канала об огнестрельном оружии попытался расширить бизнес, но был убит

Вопрос о том, стоит ли сейчас открывать автошколу, остается спорным. С одной стороны, спрос растет, но с другой — необходимо учитывать высокую конкурентную среду. 

В последние годы количество учеников в автошколах действительно изменилось, и это началось еще до 2022 года. У нас в городе не столько кризис, сколько внутренняя политика автошкол и появление небольших федеральных автошкол с агрессивной рекламой. Например, у нас была ситуация, когда одна такая школа своими рекламными кампаниями существенно задушила конкурентов, что и повлияло на приток учеников.

Средний чек за последние годы тоже немного увеличился, хотя незначительно. Лично у меня нет прямых конкурентов, так как я больше работаю как частный инструктор и мало сотрудничаю с автошколами.

Что касается устойчивости бизнеса — его нельзя назвать стабильным. Открывать автошколу сейчас я бы не рекомендовал, лучше подождать более благоприятных условий.

Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции. 

Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту [email protected].

4 проверенные идеи для твоего бизнеса

Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями

12
Как вам статья?
2

Франшизы по тематике Обучение

Разместить
Запросить финмодель Компания Общие инвестиции Месячная прибыль Окупаемость Кол-во точек
1,5 млн ₽ 200 000 ₽ 10 месяцев 36
2,5 млн ₽ 420 000 ₽ 3 месяца 722
2 млн ₽ 200 000 ₽ 12 месяцев 157
520 000 ₽ 80 000 ₽ 8 месяцев 87
1 млн ₽ 300 000 ₽ 12 месяцев 60
Показать еще
Подпишись на свежие новости

Всего раз в неделю, самые актуальные новости и предложения.

ИП Сорокина Евгения Леонидовна

ИНН:027507381060

erid:2SDnjeBdeLa


Успешная франшиза от резидентов Сколково