Если вы создали интересный проект и привлекли внимание общественности, это ещё не гарантирует продажи. Так случилось и у нас. Во многом случайно подобранный концепт со светильниками из картона внезапно «выстрелил»!
Однако, волна продаж сошла на нет, и мы вернулись к тому с чего начали, правда, уже с опытом и отличными перспективами на будущее.
Почти 10 лет назад я даже не думал, что свяжу свою жизнь с картоном. Я занимался перепродажей строительных материалов. У меня были деньги, работа шла, пожалуй, единственное, чем я был недоволен это отсутствием самовыражения.
В качестве места для «перезагрузки» мыслей я выбрал Гонконг. Нашёл неплохое предложение, снял квартиру на три месяца. Там на одной из выставок, которые я посетил, и нашлось то, что привлекло моё внимание.
Это были новые упаковочные технологии и предметы из картона. Оказалось, истоки ведут к американскому архитектору Френку Гери, который выбрал картон, в качестве основного материала для мебели.
Картонные идеи меня не отпускали. Через год я поехал в Хельсинки на мировую выставку дизайна. Такого сильного впечатления я давно не испытывал! В мире есть только 2 нации, способные сделать мероприятия такого высокого уровня – это финны и японцы.
Изделия, представленные на выставке, в том числе и мебель основывались на трёх идеях: креативность, удобство пользователя и экологичность. Там же я вновь увидел работы из картона и понял, насколько прекрасные вещи он позволяет создать.
Ещё через год мы с другом решили запустить собственное ателье. Сперва мы очень много экспериментировали. Закупали различные виды картона в небольших объёмах. Изучали его физические свойства и придумывали новые способы обработки.
Начали с того, что делали мебель, но от идеи быстро отказались. Толщина выбранного нами картона – 4 мм. Даже стул в 48 см требовал 120 слоёв. Это работа двух человек и не на один час.
Приведу конкретный пример: у нас есть креативный стол «на картоне» с расчётной стоимостью в 75 000 рублей. По факту, чтобы оправдать его производство цена должна быть не меньше 140 000 рублей. Нам показалось нерентабельным производить такие дорогие вещи.
Тогда на пермском целлюлозно-бумажном комбинате мы заказали другой картон. Сразу огромной партией. Сейчас из него мы изготавливаем светильники. Он до сих пор не закончился.
Кстати, это вечная беда всех маленьких фирм. Заводы часто отказываются продавать сырьё небольшими партиями. Я звонил и говорил: «Мне нужен разный картон для каждой модели. По одной штуке для 22 вариантов». Мне говорили: «Когда вырастешь до 100 штук хотя бы на один вариант, наберёшь нас снова».
Примерно то же самое было и с фурнитурой. Всё приходилось брать по розничным ценам. Даже провода для светильников мы отправляли на оплётку в канатный цех. Это выходило дешевле, чем заказывать уже оплетённые из-за рубежа.
Мне нравились наши светильники. Они выглядели креативно и атмосферно. На конкурсе SaloneSatellite мы получили призовое место, и нас допустили к конкурсу в Милане.
О нас написали СМИ. Светильники произвели фурор. В течение недели с нами связались почти все крупные игроки на рынке и предложили контракты. Мы не ожидали такого успеха!
Я начал экстренно расширять штат сотрудников. На производство было поставлено 4 человека. Мы подписали 5 контрактов, но они, к сожалению, не оправдали себя. Продажи были провальными. После небольшого всплеска – сильная просадка.
Отечественный потребитель был не готов к нашим ценам. Кроме того, мы неправильно позиционировали продукт. Есть технический свет, когда вам нужно осветить помещение, а есть интерьерный, когда вам нужно создать атмосферу. Я думаю мы торговали скорее арт-объектами, а не светильниками. Картон всё-таки приглушает освещение.
К нам продолжали обращаться дилеры, но мы понимали, что не сможем достичь хорошего уровня продаж. Рядом с китайским барахлом наши светильники проигрывали прежде всего ценой.
Через год спрос ушёл окончательно, а мы переключились на работу с металлом и стеклом. Сейчас мы снова работаем вдвоём с партнёром и делаем авторские светильники без упора на конкретный материал.
Наши работы стоят от 8 500 до 40 000 рублей. Заказы идут с крупных городов. До пандемии к нам часто обращались те, кто планировал открыть общепит, но сейчас таких заказов совсем мало.
Бизнес на самоокупаемости, но стабильности нет. Мы планируем выйти на мировой рынок, прежде всего китайский. Уверен, у нашего продукта огромный потенциал.