Российский рынок франчайзинга показывает рост — в 2024 году зарегистрировано на 18% больше договоров, чем годом ранее. Но за цифрами роста скрываются серьезные вызовы, с которыми сталкиваются франчайзи ежедневно.
1. Кадровый голод — главная боль франчайзи
В число основных сложностей входит поиск инвестиций, дефицит кадров, рост себестоимости продукции и услуг, значительное удорожание рекламы, неопределенность и опасения бизнеса в связи с изменением налоговой нагрузки в 2025 году.
Масштаб проблемы: кадровый голод сейчас — главная проблема для франчайзи. По прогнозам, к 2030 году нехватка работников в сфере HoReCa может достичь 700 000 человек.
Практические решения:
Расширьте географию поиска
- Рассматривайте кандидатов из регионов и стран СНГ
- Предложите компенсацию переезда и помощь с жильем
- Компании, внедрившие такие программы, снизили текучесть кадров на 30%
Внедрите реферальные программы
- Где сотрудник приводит в коллектив своего знакомого и при его трудоустройстве получает бонусы
- Это сокращает время поиска и экономит средства на HR-агентства
Используйте социальные сети для поиска
- Активно ведите корпоративные аккаунты
- Показывайте реальную рабочую атмосферу
- Публикуйте отзывы действующих сотрудников
2. Рост себестоимости и инфляционное давление
Реальность: инфляция и рост цен на сырье съедают маржинальность бизнеса.
Практические решения:
Оптимизируйте закупки
- Используйте преимущества сетевых закупок через франчайзера
- Ищите альтернативных поставщиков
- Заключайте долгосрочные контракты с фиксированными ценами
Пересмотрите ассортимент
- Сфокусируйтесь на высокомаржинальных позициях
- Внедрите динамическое ценообразование
- Регулярно анализируйте ABC/XYZ-структуру товаров

3. Дорожающая реклама и маркетинг
Проблема: значительное удорожание рекламы при снижении ее эффективности.
Практические решения:
Переходите на органические каналы
- Развивайте социальные сети и контент-маркетинг
- Работайте с локальными блогерами и микроинфлюенсерами
- Создавайте пользовательский контент (UGC)
Усильте локальный маркетинг
- Партнерство с местными сообществами
- Участие в районных мероприятиях
- Программы лояльности для постоянных клиентов
Измеряйте эффективность
- Внедрите сквозную аналитику
- Отслеживайте LTV клиентов
- Оптимизируйте воронку продаж
4. Налоговые изменения и неопределенность
Вызов: неопределенность и опасения бизнеса в связи с изменением налоговой нагрузки в 2025 году.
Практические решения:
Оптимизируйте налогообложение
- Франчайзи на упрощенной системе налогообложения может учесть в составе расходов затраты на рекламу
- Консультируйтесь с налоговыми консультантами
- Ведите детальный учет всех расходов
Планируйте заранее
- Создавайте резервы под возможные доначисления
- Регулярно проводите налоговый due diligence
- Страхуйте налоговые риски
5. Сложности с регистрацией и документооборотом
Проблема: у франчайзи с высокой долей вероятности может возникнуть спор с налоговым органом по поводу правомерности отнесения на расходы таких выплат по незарегистрированному договору.
Практические решения:
Соблюдайте формальности
- Регистрируйте договор коммерческой концессии в Роспатенте
- Ведите подробную документацию всех платежей
- Разделяйте паушальные взносы и роялти в учете
Автоматизируйте процессы
- Используйте CRM для ведения документооборота
- Внедрите электронный документооборот
- Автоматизируйте отчетность
6. Поиск инвестиций и финансирование
Реальность: поиск инвестиций входит в число основных сложностей франчайзеров.
Практические решения:
Используйте государственную поддержку
- 27% франчайзинговых сетей в России получили господдержку в том или ином виде
- Изучите региональные программы поддержки малого бизнеса
- Подавайте заявки на льготные кредиты
Диверсифицируйте источники
- Краудфандинг для популярных брендов
- Привлечение частных инвесторов
- Лизинг оборудования вместо покупки

7. Управление качеством и стандартами
Вызов: поддержание единых стандартов сети при ограниченных ресурсах.
Практические решения:
Автоматизируйте контроль
- Внедрите чек-листы и системы контроля качества
- Используйте mystery shopping
- Создайте систему внутренних аудитов
Инвестируйте в обучение
- Регулярное обучение персонала стандартам
- Создание базы знаний и процедур
- Менторство со стороны опытных франчайзи
Заключение
Главный тренд 2025 года: рынок франчайзинга взрослеет и будет расти в первую очередь за счет проверенных, зрелых франшиз, доказавших свою состоятельность.
Проблемы франчайзи в 2025 году — это не повод для пессимизма, а вызовы, которые требуют системного подхода. Успешными будут те, кто адаптируется к новым реалиям, инвестирует в людей и технологии, а также использует все доступные инструменты государственной поддержки.
Ключевые принципы выживания:
- Фокус на эффективности, а не на росте любой ценой
- Инвестиции в персонал как основной актив
- Постоянная оптимизация процессов и издержек
- Использование всех доступных мер государственной поддержки
Помните: кризисы временны, а правильно построенные системы работают десятилетиями.
ООО "Киберлаб"
ИНН:9714037010
erid:2SDnjek7DRg
ООО "КОНСТАНТА ТОРГ"
ИНН:9719012227
erid:2SDnjeftg5k