ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
Пожалуй, главным бенефициаром Covid на планете стал сервис онлайн-конференций Zoom. Это идеальная иллюстрация скромного, но компетентного бизнеса, оказавшегося в нужном месте в нужное время. С 2020-го по 2021 год Zoom стал настолько популярным, что в обиход вошло выражение «созвониться по зуму». Общение между родственниками, онлайн-уроки, рабочие совещания — все пользовались Zoom. На волне такой популярности компании удалось немыслимое — брать за свой сервис деньги (в базовой версии по-прежнему ограничено время созвона), притом что многие конкуренты предоставляли тот же функционал абсолютно бесплатно.
На первый взгляд, дела у компании идут отлично — она оценивается в $18 млрд. Казалось бы, громадные деньги для не самого высокотехнологичного стартапа. Но в октябре 2020-го, когда не было ясно, сколько еще нам всем придется сидеть по домам, Zoom стоил аж $139 млрд. Finance Magnates считает падение цены закономерным: сотрудники вернулись в офисы, ежедневные долгие созвоны уже не необходимы, а конкуренты, пока Zoom стагнирует, активно внедряют новые технологии (например, Microsoft Teams интегрирован с Office — удобно писать документы, параллельно общаясь на созвоне). Главная же причина, по которой Zoom дешевеет — отсутствие паники, во время которой казалось, что все мы теперь так и будем сидеть взаперти, часами болтая по Zoom.
Онлайн-телевидение и так отлично себя чувствовало в последние 10 лет, но во время пандемии рост стал взрывным. Сложились два фактора. Во-первых, зрители сидели дома и от нечего делать один за другим смотрели сериалы, проглатывая по сезону за вечер (для этого даже есть специальное выражение — binge watching). Во-вторых, кинотеатры, главные конкуренты стримингов, закрылись. В итоге и количество платных подписок, и общее время просмотра Netflix, HBO и других каналов выросло.
Кинотеатры вновь заработали, но стримингам все ни по чем. Число подписчиков Netflix непрерывно растет вне зависимости от пандемии, войн или, скажем, забастовок сценаристов и актеров. Единственное, чем отличается текущая ситуация от пандемийной, — ужесточение конкуренции. HBO продолжает монетизировать книги Джорджа Мартина («Дом Дракона»), а Disney — наследие «Звездных войн» («Аколит»), отстававший от них Amazon Plus выпустил хитовые «Кольца власти» и «Фоллаут». Видеоконтента выходит больше, чем человек в состоянии посмотреть, даже если будет 24 часа сидеть у телевизора. Конкуренция запредельная, но и прибыли рекордные.
Не будет преувеличением сказать, что этот бизнес не просто вырос, а шагнул в новое качество. Если раньше доставка еды воспринималась как приятная роскошь, вроде вызова такси, то в 2020-м стала новой нормой: зачем стоять в кашляющей очереди, когда продукты быстро и дешево доставят прямо к вашей двери?
USA Today пишет, что в 2021 году среднестатистический покупатель в месяц тратил $157 на онлайн-покупки, а в 2023-м — $407. Есть две основных причины роста спроса. Во-первых, благодаря конкуренции стоимость доставки снизилась, зафиксировавшись на приемлемом для клиентов уровне. Во-вторых, покупатели стали разборчивыми и начали ценить удобство. Как показала практика, люди готовы платить за доставку, если они понимают, что это экономит их время и освобождает от лишних усилий.
Здесь схожая ситуация с доставкой еды. Маркетплейсы стали популярны во всем мире, а, например, в России Wildberries в 2020-м вырос вдвое — в первую очередь за счет продаж медицинских товаров и садовой техники.
Сегодня необязательно изолироваться на даче или закупаться масками, но оборот Wildberries только растет. В 2020-м он составил 437 млрд, а в 2023-м — 2,5 трлн. Объемы электронной коммерции непрерывно растут от года к году. Клиенты выработали привычку делать покупки онлайн, а сервис стал настолько качественным, что окупает разницу с обыкновенным шоппингом, при котором вам нужно тратить деньги на бензин или общественный транспорт, теряя время на дорогу.
Игры выросли по той же причине, что и стриминги. Чтобы убить время, даже далекие от игр люди вспомнили о шахматах. Неожиданный успех свалился на авторов клона «Мафии» Among Us (до пандемии его авторы и вовсе думали закрывать проект — в него никто не играл), а скромный симулятор садовода Animal Crossing вдруг стал международным хитом.
Надутый в пандемию пузырь стремительно лопается. Индустрию лихорадит от увольнений и банкротств (например, была закрыта студия Arkane Austin, а издатель tinyBuild потерял $67 млн, после чего его владельцы были вынуждены продать часть компании). Лидеры рынка выстояли, проведя ряд болезненных сокращений, а студии поменьше обанкротились.