ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
Переход в цифровую эпоху оказался болезненным для всех медиа, так или иначе связанных с физическими носителями. Волны афтершока от главного удара, случившегося в начале 1990-х, ощущаются по сей день. Так, в середине лета закрылся GameInformer, главный на планете журнал о видеоиграх. В 2000-е у него были миллионные тиражи, самые громкие эксклюзивы для кавер-стори и непрерывный поток рекламодателей, наперебой требующих места на страницах журнала. С переходом на цифру продажи упали, последние десять лет GI стагнировал, кое-как борясь за жизнь, и вот, наконец, окончательно ушел в историю.
Схожая ситуация — с аудио- и видеокассетами, CD, DVD, Bluray и прочими физическими носителями. Кто-то сумел переквалифицироваться и выжил, а кто-то так и продолжал пытаться доминировать на уже несуществующем рынке.
Особенно интересным в этом контексте выглядит кейс сети видеопроката Blockbuster. Когда видеокассеты перестали производить, очевидно, что и прокатывать стало нечего, а бизнес развалился... Но все не так просто. Подвох в том, что у Blocksbuster был реальный шанс спастись и соблазнительное предложение от Netflix, которое боссы компании высокомерно отвергли.
Кажется, сейчас надо пояснить, как работал такой бизнес. В эпоху стриминга сложно представить доисторический, неудобный способ потребления контента, при котором вам приходилось бы брать кассету на прокат, везти ее домой, смотреть на видеомагнитофоне записанный на ней фильм, а потом заботливо сматывать пленку, слушая сердитое жужжание магнитофона, прежде чем вернуть ее в прокат. Без сматывания мотать пришлось бы следующему пользователю; не сматывать считалось дурным тоном, приблизительно тем же, как не смыть за собой в общественном туалете.
Видеопрокат занимал нишу между походами в кинотеатры и покупкой кассет. С одной стороны, вы пользовались фильмом только некоторое время, а не оставляли кассету себе навсегда. С другой, поход в кинотеатр не требовался, фильм можно было посмотреть дома в уютной обстановке, к тому же ассортимент видеосалона не ограничивался тем, что в данный момент шло в кино.
В России эта индустрия выродилась в причудливую форму видеосалонов, где фильмы с Арнольдом Шварценеггером показывали на экране телевизора для полных залов зрителей; один видеомагнитофон обслуживал целый район.
Blockbuster был одной из крупнейших сетей видеопроката в мире, пик популярности которой пришелся на начало 90-х. В золотую эру у компании были тысячи магазинов по всему миру, в которых на прокат предлагали VHS, а позже DVD-диски. У нее было 65 млн зарегистрированных пользователей, а, пожалуй, самым ярким проявлнием ее бешеной популярности являлся тот факт, что ей удалось заработать $800 млн на одних только штрафах за просроченный возврат фильма.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
Компания активно расширялась в новые страны и поглощала там местных прокатчиков фильмов, получала инвестиции и внедряла новые технологии (например, редкую в 1990-е компьютерную базу клиентов).
В 1994 году Blockbuster был продан Viacom за сумасшедшие $8 млрд.
Дальше началось стремительное падение. К 1996 стоимость компании сократилась вдвое. Появлялись новые направления видеопроката, такие как доставка дисков по почте, но сеть не старалась угнаться за прогрессом, планируя вместо этого открыть парк развлечений во Флориде.
Уже упомянутые штрафы за просрочку оставались основой бизнес-модели — а это была явная ошибка клиентского сервиса: каждый пользователь, заплатив штраф, затаивал обиду и мог охотно перейти к конкурентам, у которых не было вообще никаких штрафов. Наконец, боссы компании полностью проигнорировали интернет, не сообразив, какую страшную угрозу он несет их бизнесу, привязанному к физическим носителям.
Запоздалые попытки реструктурации не спасли компанию, прибыль от салонов проката падала, а попытка запустить-таки веб-сайт в 2004 году выглядела актом отчаяния. Blockbuster ожидаемо обанкротился.
Казалось бы, крах был неизбежен — но на самом деле у компании был шанс не только остаться на плаву, но и переродиться в нового лидера рынка.
В 2000 году небольшая и мало кому известная компания Netflix сама обратилась к Blockbuster с предложением о сотрудничестве. В те годы она занималась не слишком популярной, но все же чуть более мобильной, чем классический прокат, рассылкой видеокассет по почте.
Основатели Netflix предложили, чтобы Blockbuster купил их компанию за $50 млн. Идея заключалась в том, чтобы Netflix стал онлайн-платформой для Blockbuster, а сам Blockbuster сосредоточился бы на физических магазинах и уже существующей инфраструктуре.
Руководство Blockbuster не восприняло предложение всерьез. Они сочли бизнес-модель Netflix слабой и не видели угрозы в компании, работающей через почту. Blockbuster верил в силу своей глобальной сети видеопроката, не представлял, как интернет может изменить привычки потребителей, и отверг предложение, упустив шанс воспользоваться ранними возможностями онлайн-рынка.
Netflix продолжил развиваться самостоятельно, сначала усовершенствовав свою почтовую модель, а затем, с появлением высокоскоростного интернета, запустив в 2007 году стриминговый сервис.
Сегодня от сети Blockbuster остался ровно один магазин. Он оформлен в ретро-стиле и предлагает гостям насладиться ностальгией по 1990-м. Капитализация Netflix на текущий момент составляет около $300 млрд.