ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
Айтекин Танк, бизнесмен, основатель компании Jotform и автор книги «Автоматизируйте свою работу: меньше дел, больше достижений и мозг, разгруженный от рутины ради больших дел» написал колонку для Fortune о неочевидных плюсах отсутствия внешнего финансирования. Если вы остались без инвесторов — не беда. Возможно, это даже полезно для вашего бизнеса.
Человек с таким необычным именем — предприниматель, создатель и CEO Jotform. Эта компания помогает малому бизнесу избавиться от рутины, когда нужно массово создавать и заполнять формы. Данные о сотрудниках, бухгалтерские отчеты, расписание мероприятий — у Jotform есть много решений для разных задач. Она была основана в 2006 году на личные средства Танка. С тех пор он развивал бизнес без поиска инвесторов, и на данный момент у Jotform более 25 млн пользователей. Танк не только руководит компанией, но и пишет книги, а также делится советами с молодыми предпринимателями.
По мнению Танка, инвесторов интересует не сам продукт, а лишь приносимая им прибыль, что противоречит самой сути стартапа. Идеальный пример такого инвесторского безумия — компания Theranos. Ее основательница заявила, что разработала революционную технологию анализа крови, и привлекла около $724 млн, после чего компанию оценили в $9 млрд. За всеми этими потоками денег и инвесторы, и медицинские специалисты, и сотрудники Theranos упустили из вида тот факт, что на самом деле продукта не существовало. Анализ крови был не просто неточным, а показывал откровенную белиберду. Это настолько дикая история, что по ней написали книгу, сняли документальный фильм и даже сериал с Амандой Сайфред. Theranos — исключительный случай, но он показывает общую проблему бизнеса, работающего за счет чужих вложений: инвесторы в первую очередь гонятся за деньгами, а не за качеством продукта.
В качестве альтернативы поиску инвестиций Танк предлагает бутстрэппинг, то есть развитие бизнеса на собственные сбережения. Проще говоря, вам никто не поможет, вложить придется свои деньги, но результат при таком подходе может превзойти ожидания. У этого слова интересная этимология. Bootstrapping значит подъем самого себя за петлю язычка ботинка. Российскому читателю наверняка вспомнится сцена с бароном Мюнхгаузеном, который вместе с конем вылез из болота, как следует дернув самого себя за волосы. Так и бутстрэппинг предполагает спасение без посторонней помощи.
По мнению Танка, стоит вам взять деньги у спонсоров, как вы тут же окажетесь у них в заложниках. Инвесторы могут потребовать от вас выполнения KPI (чтобы вы как можно скорее начали зарабатывать), это приведет к дополнительным тратам на маркетинг, который действительно быстро поднимет продажи, но в долгосрочной перспективе может быть проекту во вред. Потраченные на рекламу деньги лучше было бы вложить в сам продукт, повысив его качество, а после полагаться на сарафанное радио.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
Отсюда вытекает второе преимущество: когда у вас нет лишних денег, при всем желании вы не сможете отвлекаться на что бы то ни было — придется полностью сфокусироваться на самом продукте. В качестве примера Танк приводит собственный бизнес. В первые годы Jotform распространялся бесплатно, а Танк не получал никакой прибыли, но внимательно анализировал отзывы пользователей и к моменту коммерческого запуска довел продукт до совершенства. Если бы ему в спину дышали инвесторы, то на рынок Jotform попал бы в сыром виде и, как считает Танк, мог бы просто погибнуть.
В подтверждение своей гипотезы Танк приводит исследование компании Capchase, в котором установлено, что бутстрэппинговые IT-стартапы растут не менее успешно, чем те, кому удалось привлечь инвестиции, — только тратят на привлечение пользователей ровно в четыре раза меньше денег.
Непросто посоветовать метод Танка всем без исключения. Барон Мюнхгаузен вытянул себя за волосы из болота — в сказке. А Айтекин Танк создал компанию с 25 миллионами пользователей без инвестиций — в реальности. Вот только на это у него ушло 18 лет.