ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
Распространенный сюжет фантастических фильмов — искусственный интеллект выходит из-под контроля своих создателей и захватывает мир, ну или как-то иначе унижает бестолковых людей. Такой сценарий алармисты пророчат нейросети ChatGPT, умнеющей с каждым днем и грозящей лишить профессии не только сценаристов, программистов и художников, но и вообще всех, кто занимается интеллектуальным трудом.
До этого явно пока далеко, но вот история о том, как детище вышло из-под контроля создателя, разворачивается прямо у нас на глазах, и речь вовсе не о противостоянии живого человека и робота, а о споре двух людей. Разбираемся, как Илон Маск вложил огромные деньги в ChatGPT, а потом разругался с его создателем, Сэмом Альтманом.
Как бы ни упрекали Илона Маска в лицемерии и эксцентричности, доля правды в его образе миллиардера, плейбоя и филантропа есть. SpaceX получает госконтракты, но взятые у американского правительства деньги не отменяют вклад компании в возможное освоение космоса. Tesla — уверенный шаг в сторону экологичных автомобилей, не загрязняющих окружающую среду, а X — попытка вдохнуть новую жизнь в убыточный, но по-прежнему популярный Twitter. Каждая крупная сделка Илона Маска подвергается критике, но сложно отрицать, что, как минимум, крупица филантропии в них и правда есть.
На слуху только крупные проекты, но кроме них миллиардер инвестирует в самые разные стартапы, не зная наверняка, какой именно из них в итоге взлетит. Так, Маск вложился в разработку солнечных панелей, создал фонд по борьбе с глобальным потеплением и, например, запустил школу Ad Astra, специализирующуюся на инновационном обучении.
Еще одним альтруистическим проектом Маска, его подарком всему человечеству, должен был стать некоммерческий, доступный всем без исключения людям на планете, открытый искусственный интеллект. Компанию, в которой велась работа над ним, так и назвали OpenAI.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Идея сверхразумного искусственного интеллекта давно витает в воздухе, но ее реализация долгое время казалось невозможной. Одним из возможных способов его создания стала нейросетевая модель, по своему устройству напоминавшая человеческий мозг. С ней тоже все было непросто: обученные на комментариях Reddit и отзывах о товарах Amazon разговорчивые роботы старательно копировали структуру человеческой речи, корректно строили предложения, но несли белиберду. На дворе был 2015-й. До прорыва в исследованиях ИИ оставалось еще два года, знать наверняка о готовящемся открытии никто не мог.
Именно в это время Илон Маск, узнав о разработках молодых калифорнийских ученых, решил рискнуть и вместе с несколькими другими инвесторами вложил в исследования искусственного интеллекта ровно $1 мрлд. Так была создана компания OpenAI. Маск подчеркивал, что его интересует некоммерческое исследование, направленное на продвижение технологий и снижение рисков, связанных с искусственным интеллектом.
Некоторое время компания топталась на месте, ее разработки не имели никакого практического применения. В 2017-м случился прорыв. Вышла научная статья «Attention Is All You Need». В ней авторы описали устройство нейросетей-трансформеров, которые концентрировали виртуальное внимание на разных частях текста. Взяв ее за основу, OpenAI улучшили свою нейросеть — так на свет появился первый прототип ChatGPT.
В 2018-м Маск неожиданно ушел из совета директоров OpenAI, объясняя это тем, что он хочет избежать конфликта интересов (по другой версии, его просто выдавили из компании). Коммерческий искусственный интеллект он собирался разрабатывать в Tesla, а своеобразным проектом для души думал оставить OpenAI. Но не тут-то было.
Глава OpenAI Сэм Альтман действительно изучал искусственный интеллект в университете, но другой его страстью были стартапы. На пике менеджерской карьеры он руководил Y Combinator, крупнейшим инкубатором ИТ-компаний. Бизнес-чутье у Альтмана развито ничуть не хуже новаторских способностей. Он быстро осознал растущий потенциал своей компании и решил искать новых инвесторов, не спрашивая разрешения у Маска.
Новым инвестором стала Microsoft, вложившая в OpenAI еще один миллиард.
Сейчас OpenAI открыто конкурирует с Google, запуская умную поисковую систему SearchGPT, а, например, Nvidia, производящая оборудование для нейросетей, в мае стала самой дорогой компанией в мире. Бум искусственного интеллекта накрывает планету, и OpenAI — лидер самого модного и востребованного ИТ-направления.
Три дня назад The Guardian выпустил статью под бескомпромиссным названием «Босс OpenAI Сэм Альтман становится одним из самых могущественных людей на Земле. Нам есть чего бояться». В ней речь идет как раз о тех рисках, против которых десять лет назад выступал Илон Маск. Неконтролируемый рост ИИ может вызвать рост безработицы и экономический кризис, а его агрессивная коммерциализация — опохабить изначальный смысл и превратить разумного робота в инструмент борьбы за власть.
Маск сначала подал на OpenAI в суд, потом отозвал свое заявление, а вчера подал новый иск. По его словам, произошло «предательство шекспировских масштабов», а Альтман нарушил то, что Маск называет «основополагающим соглашением о разработке искусственного интеллекта для помощи всему человечеству». Он считает, что жадность его бывших коллег взяла верх над альтруизмом, когда они ринулись в объятья Microsoft, превратив некоммерческую организацию в одну из самых дорогих компаний на планете.
Сколько лицемерия в судебном иске? Критиковал бы Маск OpenAI за излишнюю жадность, если бы сам был у ее руля? Действительно ли он ратует за общедоступный искусственный интеллект или просто злится, что его обошла Microsoft? Так или иначе, корыстно или из альтруистических побуждений научный прорыв был сделан и искусственный интеллект проникает в нашу жизнь, пусть и вопреки замыслу миллиардера и плейбоя, который хочет доказать всему миру, что он все-таки еще и филантроп.