Автосервисы переживают новую волну популярности. Цены на автомобили за последние три года выросли более чем на 50%, причем как на новые авто, так и на подержанные. Популярные иностранные компании покинули рынок, а их место заняли китайские бренды, качество которых зачастую оставляет желать лучшего.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Telegram-канала.
Возможно именно благодаря этому, автовладельцы стали бережнее относиться к машинам, а рынок автосервисов для легковых автомобилей в 2024 году достиг 1,002 трлн рублей, из которых 594,2 млрд рублей пришлось на техническое обслуживание и ремонт, а 408,2 млрд рублей на услуги — автомойка, шиномонтаж и кузовной ремонт.
Безусловно, сыграла роль и инфляция из-за которой рост среднего чека составил в общей сложности 14% (до 3767 рублей).
Татьяна Овчинникова, директор международной франчайзинговой сети автосервисов FIT SERVICE
За последние годы средний возраст автомобилей в России вырос с 10 до 12 лет, при этом наиболее заметно увеличение доли машин старше 20 лет. В 2024 году лидерами автопарка остаются Toyota, Lada и Nissan, хотя их доля постепенно снижается. Китайские марки занимают лишь 3,4% в постгарантийном сегменте (рост с 2,6% в 2023 году), что указывает на медленные изменения в структуре автопарка.Высокая стоимость новых автомобилей и дорогие кредиты замедляют обновление автопарка. Это приводит к увеличению среднего возраста машин, росту спроса на крупные ремонты и увеличению количества услуг и запчастей в чеках автосервисов. Поведение автовладельцев меняется: вместо покупки новых машин они предпочитают продлевать срок службы текущих, что повышает требования к квалификации специалистов и оснащению автосервисов.
В 2024 году средний чек за ремонт и обслуживание в сети FIT SERVICE составил 10 208 рублей, увеличившись на 30% по сравнению с 2023 годом. Это связано с ростом цен на услуги и запчасти, увеличением числа норма-часов и запчастей в заказах (в среднем на 1,1 запчасти больше). Доля крупных чеков (свыше 20 тыс. рублей) выросла на 12% за пять лет, а 69% обслуживаемых автомобилей — старше 10 лет.
Автовладельцы стали тщательнее следить за своими машинами, чаще выбирая крупные ремонты, хотя тренд на экономию сохраняется: некоторые откладывают ремонт, делают его самостоятельно или реже используют авто. Спрос на запчасти эконом-сегмента заметно вырос.
В ближайшие три года доля китайских марок и электрокаров продолжит медленно расти, но значительного увеличения продаж новых автомобилей не ожидается. Автопарк продолжит стареть, усиливая спрос на ремонт и обслуживание возрастных машин.
По прогнозам аналитиков, популярность автосервисов продолжит расти. Основной драйвер роста — увеличение возраста автопарка. На 1 января 2025 года 70,5% легковых автомобилей в России старше 10 лет, что автоматически увеличивает спрос на ремонт и обслуживание. Снижение продаж новых автомобилей на 27% за первое полугодие 2025 года (согласно данным АЕВ и «Автостат», всего продано 530,4 тыс. автомобилей) также подталкивает владельцев к ремонту старых машин вместо покупки новых.
Еще одна важная тенденция — рост популярности китайских автомобилей, таких как Haval и Chery, которые в 2024 году заняли значительную долю рынка (63,9 тыс. и 55,3 тыс. проданных автомобилей соответственно). Это создает спрос на специализированные услуги для азиатских брендов, включая адаптацию запчастей и программного обеспечения. Дефицит оригинальных запчастей из-за санкций и усложнение логистики привели к росту цен на комплектующие, что увеличило маржинальность автосервисного бизнеса.
Москва, как крупнейший региональный рынок, демонстрирует особую динамику. По данным сервиса 2ГИС, количество автосервисов в столице, предлагающих комплексные услуги, выросло на 28% с февраля 2023 года, а круглосуточных сервисов по всей стране теперь почти 10 000. Спрос на покупку готового автосервисного бизнеса в Москве вырос на 13% в 2024 году, в то время как в целом по России он снизился на 8%, что подчеркивает привлекательность столичного рынка.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
Барно Турсунова, серийная предпринимательница, соосновательница сети умных автосервисов «Вилгуд»
В наши СТО приезжают автомобили самых разных марок, без ярко выраженного доминирования каких-либо брендов. При этом отчетливо видно, что растет доля подержанных машин — это отражает общую тенденцию снижения спроса на новые автомобили.Китайские марки чаще всего записываются к нам на регламентные ТО. Что касается серьезных поломок, владельцы таких авто предпочитают обращаться к официальным дилерам — у большинства машин небольшой пробег, они не старше трех лет и все еще на гарантии.
Рост стоимости автомобилей стал драйвером спроса на сервисные услуги. Новые машины покупают реже, автопарк стареет, и все чаще требует внимания. Машины с пробегом за 150 тысяч километров почти всегда дороже в обслуживании: у них исчерпан ресурс ключевых узлов, а многие детали относятся к менее популярным категориям, где запчасти стоят ощутимо дороже.
Появилось больше клиентов, покупающих автомобили с пробегом и даже с техническими дефектами — они соглашаются на полное восстановление машины. Все это ведет к росту объема работ и увеличению среднего чека.
В целом автовладельцы стали внимательнее относиться к техсостоянию своих машин. Люди чаще выбирают профилактику, готовы не только устранять текущие проблемы, но и вкладываться в долговременную надежность автомобиля. Рост среднего чека обусловлен не только подорожанием деталей, но и расширением самого объема оказываемых услуг. Сейчас клиенты гораздо охотнее соглашаются на комплексное обслуживание.
Изменения ассортимента авто в ближайшие три года предсказать сложно — многое зависит от внешних факторов. Но с учетом текущих тенденций, скорее всего, продолжится снижение продаж новых авто. Ожидаю сохранения интереса к более бюджетным моделям с локализованным производством, возврат некоторых иностранных брендов и, конечно, усиление позиций китайского автопрома.
По данным «Автостат», в 2024 году независимые СТО заработали 225,3 млрд рублей (38% от общего объема рынка), официальные дилеры — 47,3 млрд рублей (8%), а частные мастера и самостоятельный ремонт — 321,6 млрд рублей (54%).
Для среднего автосервиса с 5-6 рабочими постами и проходимостью 15-20 клиентов в день месячная выручка может составлять 4-5 млн рублей. При средней рентабельности 15-20% чистая прибыль собственника будет 600 000 - 800 000 рублей в месяц.
Автосервис 314
Клиенты делятся на несколько типов: тех, кто даже не знает, что нужно менять масло; тех, кто очень тщательно ухаживает за автомобилем; и тех, кто сначала внимательно слушает мастера, но потом все равно выбирает самые дешевые решения. Мы это видим каждый день — уровень осознанности у водителей растет, но привычки формируются не сразу. Хотя с уверенностью можно сказать, что люди действительно стали внимательнее относиться к своим автомобилям — как к технике, от которой зависит комфорт и безопасность каждый день.
Ключевые факторы успеха автосервсиа:
Автосервис Autopro
За три года на рынке появилось много китайских авто, но в 2025 покупательская способность резко упала из-за роста ставок по автокредитам с 15% до 40%. Люди начали покупать машины на последние деньги и отказываться от дополнительных услуг, вроде тонировки или защитной пленки. Спрос на наш сервис снизился — большинство экономит и выбирает только необходимое. Несмотря на рост цен на материалы, мы стараемся удерживать стоимость услуг, чтобы оставаться доступными. Однако прогнозировать спрос все сложнее: если в прошлом году был высокий поток клиентов, то сейчас заметна просадка, связанная с общей экономической нестабильностью.
Если рассматривать рынок автосервисов как бизнес-модель, то можно с уверенностью сказать о его стабильности даже в кризисные времена. Падение реальных доходов населения не сильно повлияло на нишу: люди предпочитают чинить старые автомобили, а не покупать новые.
Небольшой шиномонтаж, запущенный с минимальными вложениями, или крупный сервис с широким спектром услуг могут приносить прибыль, особенно если владелец грамотно управляет бизнесом. Технологические тренды — CRM-системы и IT-решения для управления бизнес-процессами — повышают эффективность и конкурентоспособность.
Top Service
Поток автомобилей в нашем СТО остается стабильным. Какие машины приезжали к нам раньше, такие же мы видим и сейчас — ни по классам, ни по маркам существенных изменений нет.Основное, что изменилось — это рост цен, прежде всего на запчасти. Подорожание ощутимое, и оно повлияло на поведение клиентов. Если раньше люди старались обслужить машину комплексно, то теперь ограничиваются необходимым минимумом. Крупных ремонтов стало заметно меньше, и чаще всего по решению самого владельца авто. Многие уезжают с недоделанным ремонтом — просто потому, что не готовы сейчас нести такие расходы.
На фоне этого вырос средний чек — примерно на 20–30%. Но не потому, что мы делаем больше или по-другому, а из-за цен на детали и материалы.
Сам автопарк в ближайшее время он останется таким же, как сейчас. Существенных изменений не жду.
Несмотря на перспективы, автосервисный бизнес связан с рисками, главный из которых — высокая конкуренция. В России 117,5 тыс. автосервисов, из которых 36,8% — независимые предприятия, 59,3% — узкоспециализированные сервисы, и 3,9% — официальные дилеры. Особенно высока конкуренция в крупных городах.
Еще один риск — зависимость от поставок запчастей. Санкции и перестройка логистических цепочек привели к дефициту оригинальных комплектующих, а стоимость запчастей выросла. Это увеличивает затраты и снижает доступность услуг для клиентов. Кроме того, рост цен на коммунальные услуги и зарплаты персонала (особенно в крупных городах) сжижает маржу.
Валерия Александрова, автосервис «На Совесть!»
За последний год вырос интерес к восстановлению подержанных иномарок — на фоне частых поломок китайских авто, особенно в части электрики, покупатели стали осторожнее. Отечественные машины чаще восстанавливают под проекты, так как полноценный ремонт для повседневной езды невыгоден: затраты сопоставимы с покупкой другого авто.Из-за роста цен и ограниченного выбора новых машин многие выбирают восстановление старых — это дешевле в долгосрочной перспективе и позволяет получить надежный автомобиль. Водители стали внимательнее к обслуживанию: чаще проводят профилактику, готовят авто к зиме и своевременно устраняют кузовные дефекты, чтобы избежать дорогого ремонта.
Стоимость работ зависит от состояния машины, объема задач и качества материалов. Регулярно обслуживаемые авто обходятся дешевле; владельцы старых машин готовы тратиться ради качества. В будущем восстановленные автомобили, скорее всего, будут только набирать популярность — это выгодно и практично.
Прогнозы на 2025 год неоднозначны. С одной стороны, OKS Labs предсказывает снижение продаж новых автомобилей на 11%, а с другой стороны, нестабильность валют, высокая ключевая ставка и рост утилизационного сбора могут увеличить затраты на запчасти и услуги, что отпугнет часть клиентов. Тем не менее, аналитики РБК прогнозируют рост рынка автосервисов до 2034 года, особенно в сегменте легковых автомобилей, на которые приходится основная доля выручки.
Открытие автосервиса в 2025 году — перспективное, но сложное начинание. Рынок растет, подогреваемый старением автопарка и увеличением спроса на ремонт, однако высокая конкуренция, зависимость от запчастей и экономические факторы создают риски. Успех зависит от правильной локации, специализации и способности адаптироваться к изменениям рынка. Если вы готовы к конкуренции и инвестициям в технологии, автосервисный бизнес может стать стабильным источником дохода.
Александр, автосервис Санкт-Петербург
Многие клиенты по-прежнему звонят заранее, чтобы записаться или заказать автостекло. Забавно, но часто даже затрудняются правильно назвать марку своей машины — сам владелец с трудом выговаривает название, особенно когда речь идет о новом китайском бренде.
Количество автомобилей на дорогах явно увеличилось, но на моих ценах это никак не сказалось. Я по-прежнему держу ту же стоимость работы, что и раньше. Подорожали только сами стекла, а я, как и раньше, беру числом, а не ценой — поток большой, это позволяет не задирать расценки.
Отношение людей к своим автомобилям особо не изменилось — все стабильно. Если клиент приезжает ко мне сам, чек вырос примерно на 10–15% — это связано исключительно с ростом цен на стекло. А вот если я еду на выезд, стоимость автоматически становится выше — в среднем на 20–35%. Тут уже влияет не только стекло, но и амортизация, бензин, время в дороге.
Вижу, что китайских машин становится все больше. Названия порой такие, что сам сначала не поймешь, что это вообще за марка — «Чанган», «Хуавей»... И, судя по всему, их будет еще больше, если «АвтоВАЗ» не пересмотрит свою ценовую политику и не поднимет качество.
Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.
Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту d.bachurina@hf.ru.
АО "ТБанк"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdDDR3J