ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КОММУНИКАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО ЭД МАРК"
ИНН:6671376813
erid:2SDnjeQXDqu
Северная Корея — закрытая аграрная страна с плановой экономикой. Государство официально контролирует все средства производства, а бизнес, казалось бы, невозможен по определению. Тем не менее — и как бы удивительно это ни прозвучало — существует не просто северокорейское предпринимательство, а настоящая глобальная франшиза ресторанов. Названа она в честь столицы КНДР — «Пхеньян».
Уникальность «Пхеньяна» в том, что его заведения работают не только в Северной Корее, но и за ее пределами. Рестораны открыты в Бангкоке, Пномпене, Сиемреапе, Хошимине, Ханое, Дананге, Вьентьяне, Дакке, Джакарте и Куала-Лумпуре. В России в «Пхеньян» можно зайти во Владивостоке и Москве. Большинство же этих ресторанов находятся в Китае, в городах, расположенных недалеко от северокорейской границы.
Меню в этих ресторанах включает традиционные северокорейские блюда, такие как кимчи, холодная лапша (наенмен), супы, мясные блюда (например, блюда из собачьего мяса), а также всевозможные закуски и спиртные напитки, производимые в Северной Корее. В некоторых ресторанах можно найти уникальные блюда, которые редко встречаются в других странах, например, блюда из медвежьей лапы или необычные супы.
Рестораны оформлены в стиле северокорейского социализма с портретами Ким Ир Сена и Ким Чен Ира на стенах. Они могут быть украшены традиционными северокорейскими мотивами, включая красочные росписи и скульптуры. Персонал этих ресторанов — исключительно северокорейцы, часто молодые женщины, которые обслуживают гостей в национальных костюмах, демонстрируя культуру и традиции своей страны.
Как и все, что связано с Северной Кореей, деятельность «Пхеньяна» остается закрытой от посторонних глаз, отчего возникают слухи и противоречивая информация.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
Так, например, первый ресторан сети на Западе был официально открыт в Амстердаме в 2012 году, в городском районе Осдорп с участием нидерландских предпринимателей. На протяжении двух лет он то закрывался из-за противоречий с европейскими коллегами, то открывался вновь, пока окончательно не прекратил работу в 2014-м. Эта же история повторилась в Тайланде — рестораны открывались, работали некоторое время, а потом закрывались навсегда. Причины закрытия называют разные: санкции против КНДР, дипломатическое давление или бытовые споры между партнерами.
Шведский журналист Бертиль Линтнер пишет, что через «Пхеньяны» корейское правительство отмывает деньги. Фотосъемка внутри ресторана обычно запрещена, повора и официанты живут под строгим контролем и наблюдением северокорейских властей, а их контракты ограничены по времени. Некоторые работники, оказавшись заграницей, бежали из КНДР навсегда, после чего проверки сотрудников «Пхеньяна» стали жестче.
В 2017 году корреспондент Vox Зишан Алим зашел в «Пхеньян» в Шанхае. По его словам, кухня оставила желать лучшего: мясо слишком острое, а лапша холодная и пресная.
А вот атмосфера, напротив, оказалась приятной. Почти весь персонал состоял из нарядных девушек, которые не только приносили блюда клиентам, но и танцевали, и пели на сцене. Когда они увидели, что Зишан пытается сделать фото, то быстро подошли к нему и попросили, чтобы он этого не делал. Тот убрал камеру, но потом втихаря все-таки сделал несколько снимков.
Кульминацией вечера, по словам Зишана, стало исполнение патриотической китайской песни, в которой восхваляется поддержка Мао Цзэдуном северокорейцев в гражданской войне против южнокорейцев и США. Текст песни явно затрагивает важность прочной китайско-северокорейской дружбы.
В целом ресторан произвел на Зишана сильное и необычное впечатление. Ради еды туда лучше не заходить, но как вестник чуждой культуры и попытка наладить диалог с жителями самой закрытой страны на планете он вполне состоятелен. Из обычного обеда каждое посещение превращается в дипломатичекую миссию.
Через переводчика ему удалось пообщаться с официантками. Все они госслужащие. В Шанхае живут давно, но главную площадь города так и не посмотрели — далеко от ресторана им отходить нельзя.