Франшиза «ЧебурекМи» активно продвигается как доступный и простой способ открыть собственное кафе, но реальный опыт показывает совсем другую картину. Предпринимательница, прошедшая путь от начала партнерства до закрытия точки, рассказывает о скрытых расходах, задержках в коммуникации и отсутствии помощи со стороны управляющей компании.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Telegram-канала.

Почему вы решили открыть бизнес по франшизе «ЧебурекМи»?
Я давно хотела открыть небольшое кафе: умею вкусно готовить, есть желание, но совсем нет опыта ведения бизнеса. Поэтому решила приобрести франшизу — мне нужен был наставник. Стала изучать рынок. У «ЧебурекМи» сравнительно недорогая франшиза — 500 000 рублей; это привлекательно для новичка. Плюс много обещаний: на первый взгляд все выглядит доступно и создается полная уверенность, что тебя всему научат.
Сколько времени прошло с момента первого звонка в компанию до запуска точки?
Два с половиной месяца. В феврале 2025 года мы начали переговоры по приобретению франшизы и подписанию договора. 16 апреля я начала работать — это не заслуга партнера, а исключительно моя. Я очень требовательна к себе, и у меня нет таких средств, чтобы вложить деньги и полгода ждать реализации проекта. Позже, уже в процессе, я познакомилась с коллегами, которые открывались через 4–6 месяцев.
Были ли трудности с поиском подходящего помещения? Насколько удачной была предложенная локация для вашей точки?
Предложенной локации не было вовсе. Были только рекомендации, отдельный специалист по подбору помещения со мной не работал. Вам посоветуют смотреть объявления на «Авито», «Циане» и других сайтах аренды.
Все, что я отправляла на проверку, по словам УК, не подходило. Как они это определяли — загадка, учитывая, что я живу в Москве, а они в Ижевске. Оценка проводится по чеку у конкурентов.
Трафик вы считаете самостоятельно: выходите на выбранную локацию и отслеживаете проходимость утром, в обед и вечером, в будни и выходные. Оцениваете близлежащие точки питания, стоимость продукции конкурентов и их трафик.

Какой объем инвестиций потребовался для запуска бизнеса?
Тогда и сейчас на сайте «ЧебурекМи» указано, что вложения составляют 1 200 000 рублей. Это очень условно. Мои фактические затраты, с учетом франшизы (500 000 рублей), составили 2 156 240 рублей. И это при том, что я выбивала скидки на оборудование и тщательно подбирала специалистов по ремонту.
Согласно обещаниям компании, вам помогают с подбором мебели и оборудования, а также с ведением бухгалтерии и договором с банком. Это правда?
По оборудованию вам назначат менеджера компании из другого города. По какой-то причине вы не можете работать с менеджером из вашего региона, хотя он предлагает то же оборудование значительно дешевле. Затем вы сами начинаете сравнивать цены у других поставщиков и видите огромную разницу — как в стоимости, так и в доставке.
Мебель — да, поставщика предложат, но опять из другого региона, и доставка выйдет дороже самой мебели. В итоге вы снова все ищете самостоятельно.
Бухгалтерия: вы сами регистрируетесь в сервисе для бизнеса, сами изучаете функционал и учитесь работать в системе.
Услуги банка — это не заслуга «ЧебурекМи». В банке, где вы открываете расчетный счет, вы и получаете весь спектр услуг. Особые условия по эквайрингу — миф: ставка обычная, как для всех клиентов банка.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Насколько эффективным было обучение персонала? Хватило ли инструкций и видео для самостоятельного старта?
Это обычный видеоурок. Для непрофессионала его недостаточно. У меня работали повара со стажем, взрослые люди, которые чебурек вслепую слепят.
Что касается поиска персонала, вам просто рекомендуют «Авито», HH.ru и другие сайты. Про уровень зарплат в вашем регионе им ничего не известно. По оформлению — предложат выбрать вариант: ГПХ, самозанятый или официальное трудоустройство. Все остальное делаете сами: оформляете документы, подаете отчетность, платите налоги. От УК только рекомендации.

Насколько эффективна работа маркетингового агентства франшизы? Приходят ли клиенты благодаря онлайн-продвижению?
У них отличный маркетинг — для себя. Я теперь знаю, как обстоят дела на самом деле, но даже при этом, глядя на их страницу, так и хочется нажать на «Подать заявку». Есть страница VK, насколько понимаю — общая, а не моя индивидуальная. Публикуется пост об открытии новой точки с указанием адреса.
Ни один покупатель не сказал, что узнал о нас по рекламе в соцсетях.
Была ли очередь клиентов в первый день открытия, как обещалось?
Нет. Это смешно: в одном из видеообращений Александр Долгов говорит: «Мы вам очередь нагоним, дело за малым — открывайтесь». На деле вам просто предложат нанять промоутера, раздавать листовки и проводить акции.
Возникали ли жалобы клиентов на ассортимент? Как компания контролирует соблюдение стандартов?
У меня не было жалоб: ассортимент чебуреков достаточно разнообразный.
Контроля со стороны УК фактически нет — кроме того, что один раз попросили отправить чек по закупкам. Все договоры с поставщиками вы заключаете сами и сами их ищете.
Однажды я купила чебурек в другой точке: вкус мяса явно отличался от продукта рекомендованного поставщика. Я сообщила об этом в УК и получила ответ, что они не могут контролировать каждого партнера.
Вы чувствовали, что компания заинтересована в вашем успехе? Как быстро реагируют на запросы?
Компания заинтересована только в продаже франшизы и получении роялти. Ваши проблемы — ваши проблемы, и вы сами должны быть заинтересованы в их решении. Если у вас все получится — они будут с удовольствием выставлять счета на роялти с увеличенным процентом.
По скорости реакции — каждый запрос решается до трех рабочих дней. С самого начала я сама «пинала» УК, настойчиво писала и требовала ответов — так мы и продвигались к открытию.

Как компания поддерживает своих партнеров?
Проект «Прокачка» — это планерки, которые постоянно переносятся, несмотря на то что вы — взрослый человек со своим расписанием. Это единственная предоставляемая информационная поддержка. По идее, франшиза — это индивидуальная работа, а не общий чат. Но здесь, как вы понимаете, тоже «прокатили».
Согласно презентации, окупаемость — 6 месяцев. Насколько быстро окупились ваши инвестиции?
Я работала 8 месяцев. Только на 6-м месяце вышла в прибыль — 50 000 рублей, на 7-м — 70 000 рублей. Благодаря своему труду я не уходила в ноль: мы сами работали в кафе, наняли только одного повара.
И, кстати, «ЧебурекМи» совершенно не учитывает специфику региона: ни уровень зарплат, ни стоимость сырья, ни аренду. Расчеты — под один город, который вообще не имеет отношения к вашему. Я еще до подписания договора сказала менеджеру, что в Москве другие цены, и попросила пересчитать вложения.
Если за первые четыре месяца нет выручки 700 000 рублей, компания возвращает паушальный взнос. Это правда?
Нет. Не вернут. Вам скажут, что вы все сделали неправильно, а рекомендации УК были правильными — вы их не выполнили или недовыполнили.
Есть условия «гарантии», но в рамках конфиденциальности я не могу их раскрывать. И даже выполнив их, вы все равно не получите возврат.
Это как заплатить астрологу: прогноз не сбылся — но деньги вам никто не вернет.
Соответствовала ли фактическая маржинальность заявленной в финансовой модели?
Нет. Как я и говорила, расчет один для всех, без учета особенностей городов. Мне предложили уменьшить затраты на сырье — но как это сделать, если я покупаю у поставщиков, рекомендованных компанией, а цены в Москве выше, чем в регионах?

Можно ли совмещать этот бизнес с другой работой?
Однозначно — нет. Именно поэтому я и закрыла кафе. У меня есть основная работа по графику 5/2, и я не хочу ее оставлять. Управляющий и бухгалтер могут заниматься вашим кафе, но им нужно платить зарплату, а в первые месяцы денег на это не будет — возможно, появятся через год-два.
Вам придется самостоятельно заказывать сырье, отслеживать поставки, вести товарооборот, вносить накладные в учет, видеть реальные доходы и расходы. Также — вести отчетность по зарплате, налогам, расходам и прибыли.
Вы — ИП; сотрудники официально оформлены, налоги платите вы. Управляющая компания с этим не помогает.
Мне повезло — у меня большой опыт, я экономист по образованию, плюс я сразу наняла бухгалтера. А в презентации «ЧебурекМи» про бухгалтерию нет ни слова — будто вы планируете печь пирожки дома и продавать их на рынке.
Как вы оцениваете общую удовлетворенность сотрудничеством с «ЧебурекМи»? Какие аспекты франшизы вызывают наибольшее недовольство?
Я узнала, кто такие инфоцыгане, на практике — такова моя оценка «ЧебурекМи».
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Недовольство вызывает то, что обещания существуют только на словах. Юридически это лишь рекомендации, и формально к ним не подкопаться.
Когда я попросила заменить менеджера, мне ответили, что он один на всю сеть, другого нет. Тогда я спросила: как один менеджер может мониторить 300 точек и почему я жду ответ по 5 дней? Мне сказали, что «большинство партнеров — опытные предприниматели, у них нет вопросов». При этом в преимуществах франшизы указано, что опыт бизнеса не требуется.
Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.
Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту d.bachurina@hf.ru.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями