Быть вторым на рынке без бренда и капитала — не приговор. История Gett это подтверждает: компания начинала с 37 машин в Тель-Авиве и спустя несколько лет привлекла $300 млн от Volkswagen. Основатель прошел путь от личных инвестиций и дохода в $1 млн в год. В пиковые годы команда насчитывала 1000 человек, а 75% выручки приходилось на B2B-сегмент.
Редакция HF.ru сделала выборку самых интересных моментов из выпуска на канале «Александр Соколовский».
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
С детства я хотел создать что-то свое — настоящее и интересное. Это как игра: мечтаешь, пробуешь, не боишься ошибаться. В 16 лет я эмигрировал в Израиль. Без родителей, один, в интернат, потом армия и университет. В 2005 году переехал в США.
Вы были одним из первых в такси-технологиях. Это правда?
Да, мы с командой начали работать над GetTaxi (позже Gett) задолго до того, как эта модель стала популярной на рынке. В итоге мы привлекли около $900 млн \инвестиций.
Вы — глобальный предприниматель. Как это влияет на бизнес?
Жизнь между Тель-Авивом, Лондоном, Москвой и Нью-Йорком помогает мне шире смотреть на мир. Это крайне важно для бизнеса и позволяет использовать разнообразные инструменты. Разные менталитеты, подходы и бизнес-модели обогащают мое предпринимательское мышление. Хотя это не является обязательным условием для успеха, я считаю это серьезным преимуществом.
Какой был ваш первый бизнес?
Мой первый бизнес возник из личной потребности. Я покупал машину по объявлению в газете и задумался: как упростить этот процесс? Зная основы информационных систем и желая улучшить клиентский опыт, я создал InfoAuto — онлайн-классифайд для автомобилей и недвижимости. В 1997 году идея казалась революционной — никто не верил, что газеты уйдут в прошлое. У меня тоже не было уверенности, что проект сработает. Но, как и всегда в стартапах, 99% — это риск. Только настоящие новаторы могут добиться успеха.
Когда вы продали свою первую компанию? Было ли это успехом?
В 2000 году я продал InfoAuto и заработал свои первые миллионы. Это дало мне возможность обеспечить родителям финансовую стабильность, что для меня было важнее всего.
Вы продали компанию через три года. Это можно считать успехом?
Формально — да. Но если бы я подождал, мог бы продать ее за миллиард. Позже компанию действительно оценили в полмиллиарда долларов. Тем не менее, я стараюсь не думать в духе «что было бы, если...».
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
Почему вы пошли работать в Comverse?
Работа в найме дала мне колоссальный предпринимательский опыт. Тогда стартапы еще не были мейнстримом, а я зарабатывал больше, чем многие основатели. Мне удалось построить команду и увеличить продажи с $17 млн до $300 млн, фактически создав стартап внутри корпорации.
Какие черты корпоративного опыта были полезны в дальнейшем?
Работа в крупной компании помогает ощутить масштаб и понять, как функционируют большие структуры. Особенно впечатляют суммы на счетах — это отрезвляет. Но однажды я почувствовал, что исчерпал свой потенциал, и увидел возможность запустить новый проект — Loyal Eyes. Это совпало с решением переехать в Калифорнию. Думаю, это была судьба.
Как культурные различия повлияли на ваш бизнес?
В Израиле предпринимателей поддерживают — это дает мощный импульс для старта. В США преобладает критика, что формирует совсем другую бизнес-среду.
Как вы начали бизнес в США?
Сначала было сложно, я сам финансировал проект. Но в 2009 году мы получили первые крупные заказы благодаря участию в крупных мероприятиях. С 2005 по 2010 год мы зарабатывали около миллиона долларов в год. Это был тяжелый путь, но стартапы требуют терпения. Я продал бизнес, хотя сделка была не самой выгодной. Зато уже после завершения я запустил новый проект — Gett.
Вы были уверены в успехе Gett?
Когда я запускал Gett, я не знал, что это станет глобальной историей. Я просто хотел создать сервис, где вызвать такси можно нажатием одной кнопки на iPhone. Инвесторы сомневались, считая, что такси — это не тот рынок, где возможна революция.
Вы всегда ищете таланты для своих проектов. Почему это важно?
Хороший сотрудник делает работу качественно, но талант — гениально. Окружать себя сильными профессионалами — это инвестиция. Это занимает время, но именно так создаются успешные команды.
С какими трудностями вы столкнулись при запуске Gett в 2010 году?
Самое сложное было убедить инвесторов. Многие не верили, что интернет-технологии можно применять в офлайн-сфере, тем более в такси.
Почему вы начали запуск Gett именно в Израиле?
Израиль — отличный рынок для тестирования новых технологий. К тому же там сильная поддержка стартапов. Мы начали с 37 машин в Тель-Авиве. Когда стало ясно, что спрос растет, началась финансовая поддержка, и мы масштабировали проект. В итоге привлекли от $750 до $900 миллионов инвестиций. На пике команда насчитывала около 1000 сотрудников.
Вы пришли на российский рынок после «Яндекса»?
Да, Gett вышел в Россию позже «Яндекса». На тот момент мы уже работали в Израиле и Великобритании. Мы были вторыми на рынке, без бренда и больших вложений, что усложняло задачу.
Вы сами финансировали Gett?
Только на старте. Позже стало ясно, что бизнес требует серьезного капитала. Мы привлекли внешние инвестиции, ключевой из которых стала сделка с Volkswagen на $300 миллионов.
Как вы конкурировали с «Яндексом»?
«Яндекс» — мощный игрок с широкой аудиторией и большими ресурсами. Мы сделали ставку на качественный продукт и сервис, особенно в B2B-сегменте, который дал 75% выручки. Это стало нашим конкурентным преимуществом.
Что бы вы посоветовали стартапам, которые конкурируют с гигантами?
Фокусируйтесь на качестве продукта и грамотно используйте любые возможности. Даже без денег и бренда можно обойти конкурентов, если выбрать правильную стратегию.
Как вы справлялись с кризисами?
После 2017 года мы теряли по 100 миллионов долларов в год, но к 2020 году вышли на операционную безубыточность. Несмотря на COVID, в том же году мы показали хороший кэш-флоу. В 2022 году мы покинули российский рынок и сосредоточились на Израиле и Великобритании, адаптируя стратегию под новые реалии.
В 2024 году Gett был продан. Кто стал покупателем?
Покупателем стала израильская компания Pango, разработчик приложения для оплаты парковки. Мы продали Gett за $175 миллионов — сумма оказалась ниже ожиданий. Но я горжусь этим опытом. Он дал мне знания, команду, процессы и культуру.
Чем вы занимаетесь сейчас?
Я развиваю проект «Аккумулятор» — он помогает предпринимателям обеспечить себе финансовую безопасность. Настоящий предприниматель — редкость. Создать единорога — как выиграть олимпийское золото. Для этого нужны время, дисциплина и совпадение множества факторов. Именно предприниматели двигают человечество вперед, создавая экономические возможности.
Какой совет вы бы дали себе в 18 лет?
Быть добрым и открытым миру. Эти ценности всегда открывают новые пути и возможности.
Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.
Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту [email protected].
АО "ТБанк"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjd2qqYp