Я живу в России уже 10 лет. Выучил язык, нашёл жену и любимое дело. Наверно, могу считать себя от части русским, хотя я родился в Сербии.
Изначально я приехал в центр Кузбасса навестить своих друзей. Они сюда переехали ещё раньше. В итоге возвращаться домой я не стал.
А зачем? Самые красивые девушки у вас, в России. Сибирячек я просто обожаю! Здесь же я и познакомился со своей будущей женой. А условия жизни примерно одинаковые, даже мне кажется, здесь лучше.
На новой родине я занялся своим любимым увлечением - изготовлением колбас. Это моё хобби. Друзья сказали мне, что сибирские холода не позволят делать здесь такую же качественную продукцию, как в Сербии. Меня возмутили эти слова. Я решил доказать, что для настоящего мастера не существует преград.
Колбасой я занимаюсь не случайно. Вся моя семья уже 6 поколений, включая меня, делает колбасы. Мой предок был первым, кто открыл в Серии «кафано», то есть кафе. Это произошло в далёком 1882 году. У сербов совершенно особое отношение к кафано, примерно такое же как у англичан к пабам.
По основной профессии я далёк от общепита. У меня ветеринарное образование. Традиции изготовления мясных изделий передавались в нашей семье из поколения в поколение. А все особенности производства я отметил для себя, когда устроился на мясоперерабатывающий завод в родном городе.
Умение придавать мясу отличный вкус у меня в крови! Местные русские производители в этом плане разочаровывают. Здесь есть частные производства, которые готовят варёную колбасу по своей рецептуре. От сырокопчёной они отказываются – слишком долгий цикл.
Это неправильно, ведь каждая колбаса должна зреть по-своему. Например, для «царской чоризо» из мяса, перца, паприки и соли с чесноком срок выдержки – 2,5 месяца. Только так она сможет раскрыть перед вами все свои вкусовые секреты!
Здесь в Сибири я столкнулся ещё с одной сложностью. Это отсутствие необходимых специй. Можно обойти весь город, но, к примеру, нужную паприку сюда никто не везёт.
Я всегда стараюсь максимально придерживаться рецептов, некоторым из них больше ста лет. Приходиться закупать часть ингредиентов в Сербии и везти сюда, что отражается на конечной цене. Иначе просто нельзя, ведь если продукт будет другим, какой в нём смысл?
Я трачу минимальные суммы на рекламу. Моя позиция такова: «Если колбасу нельзя продать через «сарафанное радио», то это плохая колбаса».
Зато у меня свои раскрученные каналы продаж через Instagram, Facebook и Вконтакте. В них «вкусные» фотографии и точные гастрономические описания товара, который я продаю.
Сейчас моя известность уже позволяет делать поставки в крупные рестораны нашего города. Есть даже отдельные виды мясных снеков для баров.
Всю продукцию я произвожу вручную. Да, мне не выйти на большие объёмы, но это и не нужно – потеряется уникальность товара. А за европейское качество нужно платить.
Моя работа окупилась спустя 7 месяцев с момента запуска. Сейчас даже ежемесячный оборот товара очень высок. Это примерно тонна мясных изделий.
В последнее время популярностью пользуются деликатесы из дичи. Когда открывается охотничий сезон, я скупаю мясо косули и марала. На него есть спрос даже из московских ресторанов. Сейчас я работаю над тем, чтобы быстрее оформлять сертификаты качества на дичь.
А вообще всю мясную продукцию закупаю у одного надёжного омского поставщика. Не работаю только с кониной.
Мне нравится в Сибири. По людям могу сказать так: они более ленивые, но как будто более душевные. Сербы тоже приветливый народ, но более деловитый. Я получаю удовольствие от того, что могу развивать здесь свой бизнес сам, без семейных связей, показывать свой профессионализм и знакомить местных с качественным продуктом.