ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
Я владею небольшими магазинами чая. В прошлом году мне пришлось оперативно осваивать онлайн-продажи. Даже был период, когда я закрывал оба своих магазина. В них хранилась большая часть товара, это было не слишком удобное решение. Я договаривался с торговым центром, у которого арендовал павильон, чтобы запускать внутрь своего курьера буквально на 15 минут.
Моей принципиальной позицией было никого не увольнять. Один человек покинул нашу команду, но это произошло по его желанию в связи с переездом к родителям в Волгоград. Да, это произошло из-за снижения зарплаты, но я объяснил коллективу свою позицию: «Никого не уволим, но снизим оклады. Тяжёлый период».
Тем более мы сразу начали работать на износ. Не обращались в курьерские службы, а сами развозили все заказы. Принцип простой – заказов мало, я платил сотрудникам из своего кармана. Много – ко мне возвращались деньги. Мы проводили прямые эфиры в Instagram, пили чай, чтобы скрасить суровые будни на карантине.
Все наши поставки идут из Китая. Нам пришлось сократить ассортимент и оправдываться за задержки. Они были от полутора недель до двух месяцев. Это произошло из-за карантинных мер на границе. Фуры стали обрабатывать, пропускная способность снизилась, курс доллара вырос. Всё это привело к росту цены заказа и транспортировки.
Выросла иконечная цена нашего чая для потребителя. Кроме того, закрылись или урезали производство некоторые чайные плантации в Китае. Предложение стало ограниченным, что привело к росту закупочной стоимости. От всех этих факторов пострадали прежде всего мы и наши гости.
Мы платили за аренду магазинов всё время. Государство не поддержало арендодателя, а они не обязаны были поддерживать нас. Конечно, небольшую скидку нам сделали, но я всё равно взбешен это ситуацией. Мы выжили только из-за быстрого запуска онлайн-продаж. Арендодатели пообещали не брать деньги за простой, но не сдержали слово.
Из тех, кого я знаю, мало кто получил помощь от государства. Некоторые не стали связываться. Многие не знали или не захотели разбираться. Нам выдали несколько субсидий, например, на дезинфекцию. Также за второй квартал с нас взяли неполный налог. Но это произошло потому, что у меня есть знакомые, которые мне все нормально рассказали. На самом деле деятельность по оповещению предпринимателей велась очень плохо.
Очень странный период был, когда закончился карантин и открыли торговые центры. Население оставалось на самоизоляции. У нас действовала пропускная система. Открывать магазин по договору с арендодателем было невыгодно, пришлось бы оплачивать полные смены, а посетителей почти не было.
В итоге 40% всех, кто находился вокруг моей точки, закрылись. Они вели бизнес на трафике, им трудно было перейти в онлайн. Нам тоже было непросто. Работа с удалёнными сотрудниками подразумевает некоторый риск. Возникали рабочие притирки.
Из плюсов пандемии могу выделить тот факт, что благодаря новому HR-специалисту, мы смогли найти в команду пару профессионалов чайного бизнеса. Это заметно облегчило нам работу.
По итогам года, несмотря на пандемию, мы получили почти в два раза больше доходов. Сильно повлиял переход в онлайн-продажи. В конце года мы даже получили государственный грант на обучение в бизнес-акселераторе. Нам помогли начать работу с OZON и Wildberries.
Я раньше планировал расширять количество своих точек, но теперь бизнес в интернете кажется мне намного более перспективным. По крайней мере так плохо и страшно, как в начале пандемии, уже точно не будет.