ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
В Беларуси национальное сознание не играет такой важной роли, как в Украине или в Польше. Однако, патриотическая атрибутика пользуется неизменным спросом. По сравнению со странами-соседями белорусский национализм сам по себе менее агрессивен.
Суть белорусского национализма сводится к разделению «официальной» красно-зелёной стороны и «оппозиционной» бело-красной. Это проявляется даже в символике. Когда власть в стране перешла к Александру Лукашенко, в мае 1995 года прошёл референдум. Один из четырёх вопросов сводился к смене герба Беларуси.
Вместо «Погони», то есть всадника на серебристом коне (отсылка к Великому Литовскому Княжеству), утвердился герб с контуром страны и колосьями, по прототипу СССР. В то время аргументом к смене символики был факт использования бело-красного флага и «Погони» коллаборационистами во время наступления фашистов. Противники такого подхода связывают эти символы с расцветом национальной культуры Беларуси за время оккупации. Также они сетуют на нечестное голосование.
После украинского Майдана национальная самоидентификация Беларуси стала набирать ход. Общество скорее положительно отреагировало на изменения. Появились фирмы Symbal, Honar, LSTR Adzienie, Ragna. На сегодня рынок ещё только формируется. Павел Донвар, один из основателей Honar, говорит, что на создание фирмы его вдохновили богатые традиции Беларуси по пошиву одежды и отдельных её элементов.
Например, Слуцкие пояса, изготавливаемые по инициативе князей Радзивилов в Слуцке и Несвиже, стали известны в Польше, затем во Франции, а потом и по всей Европе. Хотя технология изготовления этого элемента одежды пришла в Беларусь с востока. Белорусы всего лишь дополнили изделия своими орнаментами и слегка видоизменили. Современные бренды одежды создаются по тому же принципу.
По словам Павла, они берут модную вещь и «проносят» её сквозь традиции, символы, мотивы и орнаменты народного творчества.
В 2013 году, когда открылся его магазин, он получал сверхприбыль. Рынок был совершенно пустой. Павел признаётся, что научил белорусов стильно одеваться и гордиться своим происхождением. Самый популярный товар в Honar – обычая мужская рубашка с красной вышивкой белорусского орнамента. Сергей Рудович из Ethno shop подтвердил, что одежда с национальными символами входит в моду у обеспеченного сегмента посетителей. В его магазине это вышиванки.
Ассортименты патриотических магазинов пестрят бело-красными орнаментами, нетрудно обнаружить там и «Погоню», а одежду красно-зелёных оттенков найти не так просто. В основном же пользуется спросом компромиссный товар: образы городов, зубра, аиста и прочих неофициальных символов страны.
Забавно выглядит, что неравнодушные поляки в открытую обвиняют белорусов в «краже» героев. На полках патриотических магазинов Беларуси можно встретить Тадеуша Костюшко, Эмилию Плятер и Кастуся Калиновского (руководители восстаний против российских императоров в разные годы).
Можно найти там и более неприглядные для нас вещи – слоганы «За нашу и вашу свободу», адресованный полякам или герб Трёх Народов Речи Посполитой. Хотя обижаться здесь, казалось бы, не на что ни полякам, ни русским. Беларусь – это просто одна из наследниц Великого княжества Литовского.
Вероятно, будучи зажатой между сильными польской и русской культурой, Беларусь обречена была включать их элементы в собственную историю.