АО "ТБАНК"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdq1SP4
АО "ТБАНК"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdq1SP4
Мечта о собственном бизнесе на франшизе Levita казалась идеальной: адекватный стартовый взнос, помощь в организации и отсутствие необходимости в опыте. Однако реальность оказалась суровой — расходы значительно превышали заложенную в планах сумму, а доходы не оправдали ожиданий. Плюсом ко всему — жесткая система штрафов и давление со стороны управляющей компании.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
Я изначально не планировал открывать балетную школу. Искал работу, увидел вакансию в отделе продаж у Levita и решил изучить компанию глубже. Пока ждал ответа, зашел на сайт, оставил заявку и пообщался с менеджером, чтобы понять, как устроена работа изнутри. Посмотрел на предложенные цифры — они показались интересными. Особенно подкупило, что для запуска франшизы не требуется опыт в балете или бизнесе: с наймом и организацией помогает управляющая компания. Это стало ключевым фактором в принятии решения.
Согласно данным о запуске франшизы, на старт бизнеса необходимо 2,1 млн рублей, из которых 1,5 млн рублей — паушальный взнос. Вы уложились в эту сумму?
В заявленные 2,1 млн рублей я не уложился. Хотя паушальный взнос у меня был ниже — 1 млн рублей, но на подготовку помещения ушло значительно больше заложенных компанией 700 000 рублей, в итоге затраты составили 2,4 млн рублей с финансовой подушкой на личные расходы в первые месяцы.
Вы открывали бизнес на свои деньги или на заемные?
На заемные от инвестора. Я бы взял меньше, но Levita посоветовала взять сумму с запасом, чтобы в первое время было на что жить.
Основатели сети выступают против того, чтобы вы работали где-то еще: если вы берете франшизу — вы должны полностью сосредоточиться на ней, в том числе — уйти с работы или продать уже существующий бизнес. Вся ваша деятельность должна быть направлена исключительно на развитие студии под брендом Levita.
Из-за этого у меня, не было варианта параллельно где-то подработать и мне были необходимы дополнительные финансовые ресурсы от инвестора.
У компании всего одна собственная студия. Вас это не смутило?
Нет. Я понимал, что фокус сделан на развитие управляющей компании и поддержке франчайзи — и именно это стало для меня ключевым. Но, насколько я знаю, у них сейчас вообще нет собственных студий. И сомневаюсь, что она была на момент, когда я покупал франшизу.
В сети более 430 франчайзинговых студий. Прежде чем приобрести франшизу, вы общались с действующими партнерами компании?
Общался. Однако список контактов, который предоставляют, включает в основном лояльных франчайзи. Сам я тоже какое-то время был в этом списке и отвечал на звонки потенциальных партнеров. Из тех, с кем я общался тогда: двое уже вышли из сети еще до меня, один остается, но с крайне негативным опытом и ждет окончания договора, еще один собирается выйти. Практически все, с кем я связывался, стали недовольны — кто-то уже ушел, кто-то готовится. Это многое говорит о настроениях внутри сети.
После запуска первой студии и успешного старта вы решили открыть вторую, но дела пошли уже не так хорошо. Вы не рассматривали вариант закрыть одну из студий, чтобы вернуться к прежним показателям?
Теоретически студию можно закрыть, но по договору за это предусмотрены отступные — 2 млн рублей. Именно этот пункт долго сдерживал меня от закрытия второй точки, которая с самого начала показывала слабые результаты. По факту, ее нужно было закрыть уже через полгода после запуска, но я тянул почти год, занимая деньги на аренду и зарплаты.
Когда я начал обсуждать закрытие, мне сначала напомнили об отступных, потом стали крайне неторопливо отвечать на все мои вопросы.
Компания заявляет, что персональный менеджер всегда на связи и отвечает в течение часа. Как часто и насколько оперативно вы получали обратную связь от менеджера компании?
Формально персональный менеджер действительно отвечает в течение часа, но только на простые запросы. В более сложных ситуациях он уходит «уточнять» — и тогда ожидание может растянуться на несколько часов или даже дней.
Менеджеры часто не обладают нужной квалификацией и не принимают решений самостоятельно. Чтобы улучшить поддержку, компания внедрила «Сопровождение 3.0» — команду из 13 специалистов. Но на практике это не дало результата: высокая текучка, перегруженность, слабая мотивация и низкие зарплаты привели к тому, что многие вопросы так и остаются нерешенными или решаются с большим опозданием.
Какие правила или условия договора усложняют работу партнеров?
В первую очередь — система штрафов. Формально, они якобы «не применяются», но в реальности именно на них часто ссылается управляющая компания как на инструмент давления: «По договору вы нам должны миллионы, так что просто делайте, как мы говорим».
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
Обязателен ежедневный отчет до определенного времени — его нужно отправлять в Telegram-чат. При этом никто эти отчеты, как правило, не читает, но если не отправил вовремя — есть повод для штрафа. Ошибся в дате — тоже могут выставить замечание. Форма важнее содержания.
Еще одна проблема — постоянный рост. Чтобы открыть третью студию, нужно показать определенные финансовые показатели по двум первым. В итоге я оказался в тупике. Ведь я открывал студии не где хотел (в Санкт-Петербурге), а где дали. В моем случае, локация второй студии была выбрана неверно, из-за чего невозможно было выйти на показатели, которые требовала компания.
Принимали ли вы участие в ежегодном слете партнеров? Насколько это мероприятие полезное и результативное?
Слеты партнеров проходят не раз в год, а каждые полгода. Участие в них добровольное, но на практике — обязательное. За отказ могут пригрозить расторжением договора. Мне лично пришлось ехать больным, с температурой и без голоса, при этом потратить последние 100 000 рублей, отложенные на зарплату — иначе грозили санкциями.
Насколько слет полезен? Сложно сказать. Это, скорее, возможность пообщаться, отвлечься, встретиться с другими партнерами. Кому-то это действительно помогает эмоционально перезагрузиться. Но если оценивать соотношение затрат и реальной пользы — лично для меня оно не оправдано. Из всех мероприятий полезным был только первый слет, где работал психолог — он помог взглянуть на бизнес иначе.
Слеты — скорее показатель лояльности, способ поддерживать нужный эмоциональный фон внутри франшизы.
Как менялись финансовые показатели в течение первого года работы? Насколько они соответствовали бизнес-плану от компании?
Выручка в первый месяц была около 400 000, затем она стабилизировалась на уровне 600 000, а позже — около 1–1,1 млн рублей до открытия второй студии.
После запуска второй точки показатели несколько месяцев держались на прежнем уровне, а потом ситуация изменилась: моя выручка не увеличилась, а наоборот начала колебаться от 650 000 до 900 000 рублей в месяц. Это привело к кассовому разрыву, и, несмотря на усилия, выбраться из него было сложно. В этом, конечно, были мои ошибки. В частности, я не учел важность финансового планирования и увеличил свои расходы, что под давлением компании казалось необходимым. Согласно общей тенденции компании, нужно повышать уровень жизни, а также открывать новые точки, не учитывая, что сначала нужно было наладить стабильный доход. Им не важно чтобы у вас росла прибыль, главное, чтобы у точек росла выручка.
Согласно презентации компании, средняя прибыль одной точки 350 000 рублей, а у вас получалось 200 000–250 000. Почему?
Финансовая модель была сложной, и разобраться в ней было нелегко. Хотя цифры, которые я подавал, казались нормальными, они никогда не совпадали с реальными данными. Я часто подгонял их под реальность, чтобы добиться нужного остатка, поэтому в один из месяцев отчет показывал, что у меня была прибыль 800 000 рублей, но этих денег я на самом деле не видел. Тем не менее, я считал, что прибыль на уровне 200 000–250 000 рублей вполне нормальна, так как эти суммы были достаточны для покрытия всех моих обязательств: аренды квартиры, лизинга машины и повседневных расходов.
Ваша студия проработала два года. Когда начались проблемы и почему сразу не закрыли бизнес?
Проблемы начались с ремонта на второй точке, когда выросли расходы, а также с наступлением летнего периода, когда продажи упали. Хотя выручка не упала критично, ситуация ухудшалась. В результате, я вынужден был поддерживать две студии за счет одной.
Почему не закрыл бизнес сразу? Как я уже говорил, основная причина — это отступные. Я не знал о других случаях, когда франшиза закрывала студии, и поэтому продолжал пытаться спасти ситуацию. Однако с каждой неудачной попыткой я осознавал, что у меня не получается. Когда понял, что выхода нет, стал смотреть на стоимость выхода: две точки — это уже 4 млн рублей убытков. Слишком высокие расходы на закрытие заставили меня тянуть с решением о закрытии.
Что изменилось в общении с управляющей компанией, когда вы заявили о желании выйти из франшизы?
Как только я сообщил о намерении выйти из франшизы, мне сразу намекнули, что в случае невозврата денег клиентам мне может грозить уголовная статья за мошенничество. Это форма давления: с юридической точки зрения речь идет о гражданско-правовых отношениях, а не о преступлении.
Продать студию по рыночной цене оказалось невозможно: франчайзер занижает стоимость, чтобы новый партнер заплатил им паушальный взнос.
Какие действия управляющей компании вы считаете несправедливыми при продаже вашей студии?
Рыночная стоимость студии — около 2 млн рублей. Однако управляющая компания оказывает давление, настаивая на снижении цены до 1,5 млн, чтобы получить от нового партнера паушальный взнос.
Из-за этого многие партнёеры готовы продать студии за 300 000–600 000 рублей, лишь бы выйти из сети и завершить сотрудничество. Не от одного человека я слышал фразу: «Хочу забыть это как страшный сон». И это говорят разные люди — одними и теми же словами.
С каким минусом вы закрыли свой бизнес?
Если учитывать «долг» перед компанией, с которым я не согласен, а также деньги, которые я должен был вернуть инвесторам и сотрудникам, то общий минус составил 13 миллионов рублей.
Что вы планируете делать с оставшимися активами франшизы?
В текущей локации работает студия, но уже не под брендом Levita. Оборудование, мебель и другие активы остались новым владельцам, хотя я не советовал им этого делать, локация не очень удачная.
Что бы вы посоветовали новому партнеру, который только собирается открыть франшизу Levita?
Серьезно обдумать свой выбор, прежде чем входить в франшизу Levita. Если начнутся проблемы, можно столкнуться с жесткими угрозами, штрафами и давлением. Вместо реальной поддержки ты получишь стандартные, банальные советы. А если что-то пойдет не так, придется не только бороться с их требованиями, но и нести ответственность перед клиентами, при этом не имея права вернуть деньги за абонементы.
Цифры, которые предоставляются в бизнес-модели обманчивы. Много партнеров заявляют об успешной работе, но при этом у них нет тех денег, которые должны быть на счетах, по крайней мере в тех объемах, которые заявляются. Поэтому настоятельно рекомендую тщательно подумать и оценить все риски, прежде чем вступать в такую франшизу.
* В материалах используются фотографии, находящиеся в открытом доступе, исключительно в информационных целях.
Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.
Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту [email protected].
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
ИП Искалиев Евгений Аойнонович
ИНН:641304383831
erid:2SDnjcpjSPe