ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
В одном кафе в курортном пригороде Стамбула гостям приносят простое меню. Оно состоит ровно из одной страницы. На большом ламинированном листе хорошо видны местные блюда: суп келле пача, куриный шашлык тавук шиш и знаменитый донер, в России известный как шаурма. Döner kebap буквально переводится как «вращающееся мясо», и в меню напротив названия действительно стоит фото аппетитного мясного фарша, завернутого в лаваш... А вот цены под ним не видно.
Аккуратно напечатанный ценник залеплен кислотно-желтым стикером, купленным в ближайшем супермаркете, а на нем от руки шариковой ручкой написано: «₺150» (приблизительно 380 рублей). Рядом на этом же ценнике другая надпись «₺120», грубо заштрихованная той же шариковой ручкой. Если присмотреться, то под желтым стикером есть еще один стикер, розовый, и на нем так же запечатлены следы безжалостной динамики цен: «₺80» и «₺70».
И вот только если вы соскребете оба ценника, дойдя до ламинированной поверхности меню, вам откроется печальный вид оригинальной цены, отпечатанной три года тому назад: «₺20». Ролл с мясом не только подорожал в семь с лишним раз за три года, но и делал это настолько резкими скачками, что владельцы кафе не успевали менять ценники. Некоторые просто опустили руки и убрали из меню цены, персонально уточняя их для покупателя в момент рассчета.
Это одна из многочисленных иллюстраций стремительной инфляции, терзающей жителей Турции. Недавно мы писали, что сами турки настолько устали от немилосердного роста цен, что этим летом отправились на отдых в соседнюю Грецию, вместо того чтобы наслаждаться тем же Эгейским морем на берегах родной страны. В Греции оказалось на порядок дешевле.
Годовая инфляция в Турции в мае достигла 75,5%. Это не рекордный показатель, в октябре прошлого года она составляла 85,5%. Для сравнения, в России инфляция — 8.58%, а в США — 3,3%. Столь высокий уровень инфляции — ненормальный и опасный показатель, который мешает бизнесу и вызывает недовольство населения. Правительство пытается с ней бороться и, например, уже в июле показатель снизился до 71,2%.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
У Турции значительный внешний долг и низкие валютные резервы. Падение курса лиры увеличивает стоимость импорта, что повышает общие цены на товары и услуги.
Почти вся нефть и весь газ в Турции импортные. Рост мировых цен на нефть и газ напрямую увеличивает затраты на энергию внутри страны. Это приводит к удорожанию транспортировки, производства и, в конечном итоге, потребительских товаров и услуг.
Нынешний президент Реджеп Тайип Эрдоган не без труда, но все же выиграл прошлогодние выборы. Тем не менее, оппозиция остается сильной. Так, мэр Стамбула Экрем Имамоглу был соперником Эрдогана на президентских выборах, проиграл, но мэрского кресла не лишился. Крупнейшие города Турции — Стамбул, Анкара и Измир — не поддерживают Эрдогана. Политическая неопределенность и противостояние внутри элит не способствует укреплению валюты.
Первых трех причин оказалось достаточно для роста инфляции. Несколько лет назад в правительстве это заметили и попытались ее замедлить. Традицонная мера, направленная на борьбу с инфляцией, — повышение процентной ставки, но в правительстве от нее отказались. В 2018-м Эрдоган назвал высокие процентные ставки «матерью и отцом зла» и потребовал оставить их низкими. В результате увеличилось заимствование и потребление, а цены выросли, что ускорило и без того стремительную инфляцию. В народе эта политика получила название «эрдоганомика».
С 2018 года в Турции сменилось несколько министров финансов и глав центробанка. Большие надежды возлагались на Хафизе Эркан, занявшую пост главы ЦБ в июне прошлого года. На некоторое время ей удалось сбить темп инфляции, но потом она вновь ускорилась, приближаясь к историческому максимуму. В феврале 2024-го Эркан ушла в отставку и ее место занял Фатих Карахан, пообещавший поднять ставки и готовый к жестким регулятивным действиям, в том числе дополнительному ужесточению кредитной политики.
Прогноз на ближайшее время непростой. Пик инфляции, вероятно, позади, но до нормальных значений ее темп снизится еще нескоро.