ООО «Алекс Групп»
ИНН:5040109853
erid:2SDnjdG5YaX
ООО «Алекс Групп»
ИНН:5040109853
erid:2SDnjdG5YaX
Представьте устройство: оно считает шаги, проверяет качество сна, отслеживает часы вашей активности и отдыха, а также дает советы по питанию и режиму дня. Крепится на запястье — его можно носить как модный аксессуар. Если вы возразите, что тут и представлять-то нечего, а такой гаджет давно существует и называется «фитнес-браслет», то будете правы. Есть только один нюанс: все, что мы только что описали, было придумано, разработано и даже запущено в массовое производство компанией Jawbone в 2011-м, за три года до выхода Apple Watch.
Как создателям технологического стартапа удалось предугадать моду на фитнес-браслеты, выпустить продукт раньше конкурентов, а потом все-таки потерпеть сокрушительное поражение и обанкротиться?
Jawbone была основана в 1999 году. Компания специализировалась на разработке Bluetooth-устройств (возможно, отсюда взялось такое странное название: jawbone буквально переводится как «челюстная кость», а blue tooth — «синий зуб»). Одним из первых ее успешных продуктов стала колонка Jawbone Jambox. Она подключалась к смартфону при помощи беспроводной технологии Bluetooth и выдавала вполне сносный для своей ценовой категории звук. В конце 2000-х, когда звуковые усилители подключались к магнитофонам при помощи проводов, компактное и качественное устройство, для работы которого было достаточно iPhone, было революционным.
Настоящий успех пришел к Jawbone в начале 2010-х, когда компания выпустила фитнес-трэкер UP. По сегодняшним меркам он выглядит безнадежно устаревшим. Дисплея у него не было. Для синхронизации с iPhone его нужно было снять с запястья, подключить к смартфону, открыть там специальное, отдельно скачиваемое приложение, подождать, пока данные загрузятся с трэкера на смартфон, и только потом увидеть, сколько километров вы прошли за день и хорошо ли выспались. Несмотря на относительные неудобства, девайс был вполне функциональным: не намокал, не мешал при беге и, пусть и медленно, но снабжал пользователя честной статистикой. По сути это был ранний прототип Apple Watch, начавший завоевывать рынок как раз накануне бума фитнес-браслетов.
Jawbone удалось привлечь около $900 млн инвестиций от таких компаний, как Sequoia Capital и Andreessen Horowitz. На пике популярности компания стоила почти $3 млрд. Продукты компании стояли на полках крупнейших магазинов, а бренд стал известен благодаря элегантному дизайну, который выделялся на фоне конкурентов.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
При удачном стечении обстоятельств Jawbone стала бы лидером отрасли или, что наиболее вероятно, ее купила бы Apple или Samsung. Но в реальности вышло иначе: Jawbone обанкротилась как раз во время взрывного роста индустрии, пионером которой она когда-то была.
Первые проблемы оказались техническими. Клиенты жаловались на поломки и сбои, некоторые устройства переставали работать в течение нескольких недель после покупки. Jawbone пыталась справиться с ситуацией, предложив замену устройств или возврат денег, но все равно подорвала доверие пользователей и инвесторов. За техническими трудностями последовали организационные: у компании были сложности с управлением запасами и производством, что приводило к задержкам поставок и дефициту товаров на полках.
Главной же проблемой, окончательно добившей Jawbone, стал судебный спор с конкурентом, компанией Fibit. Она производила схожий товар — браслеты и фитнес-трэкеры. По версии Jawbone, Fitbit переманила группу ключевых инженеров и менеджеров, которые якобы использовали конфиденциальные данные и наработки Jawbone для разработки и улучшения продуктов Fitbit. Jawbone обвинила Fitbit в промышленном шпионаже, предполагая, что те использовали методики и технологии, созданные внутри Jawbone.
В 2015 году Jawbone подала иск против Fitbit, обвинив конкурента в краже коммерческих секретов, а также в нарушении патентов. Fitbit ответила контриском, утверждая, что нарушений не было. Суды тянулись несколько лет, и каждый процесс обходился обеим сторонам в миллионы долларов. У Fitbit был большой финансовый ресурс и успешные продукты, что позволяло ей лучше выдерживать затраты на судебные процессы.
В итоге суд признал, что патенты Jawbone не были защищены. Компании не удалось доказать, что Fitbit использовала конкретные коммерческие тайны, так как большая часть технологий не была зарегистрирована или надежно защищена. Проще говоря, сбежавшие к конкуренту инженеры действительно использовали наработки Jawbone, но, поскольку на них не оформили патент, преступления в этом суд не нашел.
К 2017 году Jawbone была на грани краха, и инвесторы, которые когда-то видели в компании технологического лидера, массово выходили из проекта. Невозможность продолжать производство, судебные издержки и падение интереса пользователей окончательно увели Jawbone в минус: компания прекратила выпуск потребительских продуктов и попыталась переформатироваться в Jawbone Health — платформу для мониторинга здоровья. Однако этот проект тоже не привел к успеху. В 2017 году компания прекратила существование.
ИП Сорокина Евгения Леонидовна
ИНН:027507381060
erid:2SDnjeBdeLa