ООО "Инспот"
ИНН:9715388469
erid:2SDnjeznyo4
ООО "Инспот"
ИНН:9715388469
erid:2SDnjeznyo4
Кальянная индустрия в России за последние десятилетия превратилась из нишевого явления в значимый сегмент рынка. После принятия антитабачного закона кальянные начали активно трансформироваться в лаунж-бары, предлагающие не только курение кальяна, но и широкий спектр услуг, включая авторские коктейли, гастрономические предложения и развлекательные программы.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Telegram-канала.
По данным исследования РБК, объем рынка кальянных в 2023 году достиг 80 млрд рублей, а к концу 2024 года вырос до 90 млрд рублей. Основными драйверами роста стали популяризация кальянной культуры и увеличение числа заведений, работающих по модели франчайзинга. Лаунж-бары привлекают аудиторию за счет создания комфортной атмосферы.
Кристина Иванова, генеральный директор «Мята Lounge»: «Мы тщательно выстраиваем баланс между сервисом, дизайном и эмоциями, которые получает гость. Важную роль играют стандартизированные бизнес-процессы, которые позволяют каждому франчайзи работать на одном уровне качества, независимо от города или страны. При этом мы не ограничиваемся только регламентами: большое значение имеет комьюнити партнеров и обмен опытом внутри сети. Благодаря этому мы постоянно обновляем маркетинговые инструменты, совершенствуем клиентский опыт и добавляем новые элементы в атмосферу заведений. В итоге каждый гость «Мяты» чувствует не просто комфорт, а принадлежность к бренду, который говорит с ним на одном языке».
С 2013 года, после принятия Федерального закона № 15-ФЗ, запрещающего курение в общепите, кальянные столкнулись с необходимостью адаптации. В 2020 году поправки к закону приравняли кальяны к никотинсодержащей продукции, что привело к новым требованиям: заведения должны быть изолированы, оснащены мощной вентиляцией и не располагаться рядом с образовательными или медицинскими учреждениями. Это подтолкнуло кальянные к формату закрытых клубов, где доступ возможен только для совершеннолетних, а реклама ограничена.
Кристина Иванова, генеральный директор «Мята Lounge»: «Мы поддерживаем отраслевое законодательство и оперативно реагируем на все его изменения, поскольку уверены: только совместными усилиями индустрия сможет развиваться цивилизованно, обеспечивая высокий уровень заботы о гостях и репутации. В наши заведения допускаются исключительно совершеннолетние, и все маркетинговые активности ориентированы только на аудиторию 18+. Заведения «Мяты» полностью соответствуют требованиям и расположены с соблюдением норм удаленности от образовательных и медицинских учреждений, что позволяет сохранять уникальную атмосферу и комфорт для гостей в рамках закона».
Современные кальянные и лаунж-бары активно диверсифицируют свои услуги. Согласно данным Fedotov Group, 96,5% кальянных предлагают еду и напитки, а 59,6% имеют алкогольное меню, которое приносит до 24,2% выручки. Популярность набирают фирменные миксы, коктейльные кальяны и фруктовые чаши, которые стоят в среднем на 550–1500 рублей дороже стандартных кальянов. Также в заведениях активно внедряются настольные игры, караоке, тематические вечеринки и игровые зоны с приставками.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Кристина Иванова, генеральный директор «Мята Lounge»: «В нашей сети мы активно развиваем формат лаунж-клуба, где кальян лишь часть впечатлений. В «Мята Lounge» гости особенно ценят фирменные кальяны с уникальными миксами и интерактивные зоны с настольными играми и приставками. В «Мята Platinum» гости часто уделяют внимание тематическим вечерам, авторской кухне и фирменным коктейлям».
Изменилась и аудитория — если раньше это была преимущественно молодежь, то сегодня это люди 20–50 лет. Потребители становятся более требовательными, ожидая высокого качества сервиса, уникального дизайна и разнообразия вкусов.
Наиболее популярные вкусы табака — ягодные и фруктовые (малина, ананас, манго). При этом около 40% владельцев отмечают рост интереса к необычным гастрономическим вкусам, таким как бекон или соусы.
С учетом трансформации рынка, кальянные и лаунж-бары стали более капиталоемкими проектами. Если в 2014 году открытие кальянной обходилось в 2–5 млн рублей, то сегодня для конкурентоспособного заведения требуется 15–40 млн рублей. Франчайзинг стал ключевым драйвером роста: популярные сети активно расширяются, открывая новые точки в России и за рубежом. По данным РБК, франчайзинговые кальянные обеспечивают доступность и стандартизацию услуг, что привлекает инвесторов.
Кристина Иванова, генеральный директор «Мята Lounge»: «Это стратегический инструмент роста, позволяющий быстро расширять географию присутствия, не теряя контроля над качеством и атмосферой заведений. Формат франчайзинга привлекает опытных партнеров, обеспечивает обмен лучшими практиками между точками и способствует укреплению репутации бренда, одновременно гарантируя гостям стабильный уровень сервиса вне зависимости от города».
Согласно прогнозам РБК, рынок кальянных и лаунж-баров продолжит расти, достигнув объема в 120–150 млрд рублей к 2029 году. Основными факторами роста станут увеличение числа заведений и инновации в формате.
Несмотря на позитивные прогнозы, рынок столкнется с рядом проблем, среди которых возможное ужесточение законодательства, высокая конкуренция и экономические факторы которые могут увеличить затраты на открытие и содержание заведений.
Перспективы развития
Международное развитие также остается важным направлением: российские бренды, успешно выходят на рынки США, ОАЭ и СНГ подтверждая высокий потенциал отечественной кальянной индустрии.
Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.
Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту d.bachurina@hf.ru.
ООО "КОМУС"
ИНН:7721793895
erid:2SDnjeTpQWa