ООО "Инспот"

ИНН:9715388469

erid:2SDnjeznyo4

ООО "Инспот"

ИНН:9715388469

erid:2SDnjeznyo4

ИП Искалиев Евгений Аойнонович

ИНН:641304383831

erid:2SDnjespHd7

26 сентября 2025 в 10:00 0 80

Рынок кальянных и лаунж‑баров России: тенденции, ключевые игроки и перспективы развития до 2030 года

Кальянная индустрия в России за последние десятилетия превратилась из нишевого явления в значимый сегмент рынка. После принятия антитабачного закона кальянные начали активно трансформироваться в лаунж-бары, предлагающие не только курение кальяна, но и широкий спектр услуг, включая авторские коктейли, гастрономические предложения и развлекательные программы.

Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Telegram-канала.

Получите бесплатный бизнес-план по открытию бизнеса в ТОП сферах: бани, базы и парки отдыха, кемпинг, глэмпинг
Получить

По данным исследования РБК, объем рынка кальянных в 2023 году достиг 80 млрд рублей, а к концу 2024 года вырос до 90 млрд рублей. Основными драйверами роста стали популяризация кальянной культуры и увеличение числа заведений, работающих по модели франчайзинга. Лаунж-бары привлекают аудиторию за счет создания комфортной атмосферы.

Кристина Иванова, генеральный директор «Мята Lounge»: «Мы тщательно выстраиваем баланс между сервисом, дизайном и эмоциями, которые получает гость. Важную роль играют стандартизированные бизнес-процессы, которые позволяют каждому франчайзи работать на одном уровне качества, независимо от города или страны. При этом мы не ограничиваемся только регламентами: большое значение имеет комьюнити партнеров и обмен опытом внутри сети. Благодаря этому мы постоянно обновляем маркетинговые инструменты, совершенствуем клиентский опыт и добавляем новые элементы в атмосферу заведений. В итоге каждый гость «Мяты» чувствует не просто комфорт, а принадлежность к бренду, который говорит с ним на одном языке».

С 2013 года, после принятия Федерального закона № 15-ФЗ, запрещающего курение в общепите, кальянные столкнулись с необходимостью адаптации. В 2020 году поправки к закону приравняли кальяны к никотинсодержащей продукции, что привело к новым требованиям: заведения должны быть изолированы, оснащены мощной вентиляцией и не располагаться рядом с образовательными или медицинскими учреждениями. Это подтолкнуло кальянные к формату закрытых клубов, где доступ возможен только для совершеннолетних, а реклама ограничена.

Кристина Иванова, генеральный директор «Мята Lounge»: «Мы поддерживаем отраслевое законодательство и оперативно реагируем на все его изменения, поскольку уверены: только совместными усилиями индустрия сможет развиваться цивилизованно, обеспечивая высокий уровень заботы о гостях и репутации. В наши заведения допускаются исключительно совершеннолетние, и все маркетинговые активности ориентированы только на аудиторию 18+. Заведения «Мяты» полностью соответствуют требованиям и расположены с соблюдением норм удаленности от образовательных и медицинских учреждений, что позволяет сохранять уникальную атмосферу и комфорт для гостей в рамках закона».

Современные кальянные и лаунж-бары активно диверсифицируют свои услуги. Согласно данным Fedotov Group, 96,5% кальянных предлагают еду и напитки, а 59,6% имеют алкогольное меню, которое приносит до 24,2% выручки. Популярность набирают фирменные миксы, коктейльные кальяны и фруктовые чаши, которые стоят в среднем на 550–1500 рублей дороже стандартных кальянов. Также в заведениях активно внедряются настольные игры, караоке, тематические вечеринки и игровые зоны с приставками.

4 проверенные идеи для твоего бизнеса

Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями

Кристина Иванова, генеральный директор «Мята Lounge»: «В нашей сети мы активно развиваем формат лаунж-клуба, где кальян лишь часть впечатлений. В «Мята Lounge» гости особенно ценят фирменные кальяны с уникальными миксами и интерактивные зоны с настольными играми и приставками. В «Мята Platinum» гости часто уделяют внимание тематическим вечерам, авторской кухне и фирменным коктейлям».

Изменилась и аудитория — если раньше это была преимущественно молодежь, то сегодня это люди 20–50 лет. Потребители становятся более требовательными, ожидая высокого качества сервиса, уникального дизайна и разнообразия вкусов. 

Наиболее популярные вкусы табака — ягодные и фруктовые (малина, ананас, манго). При этом около 40% владельцев отмечают рост интереса к необычным гастрономическим вкусам, таким как бекон или соусы.

С учетом трансформации рынка, кальянные и лаунж-бары стали более капиталоемкими проектами. Если в 2014 году открытие кальянной обходилось в 2–5 млн рублей, то сегодня для конкурентоспособного заведения требуется 15–40 млн рублей. Франчайзинг стал ключевым драйвером роста: популярные сети активно расширяются, открывая новые точки в России и за рубежом. По данным РБК, франчайзинговые кальянные обеспечивают доступность и стандартизацию услуг, что привлекает инвесторов.

Кристина Иванова, генеральный директор «Мята Lounge»: «Это стратегический инструмент роста, позволяющий быстро расширять географию присутствия, не теряя контроля над качеством и атмосферой заведений. Формат франчайзинга привлекает опытных партнеров, обеспечивает обмен лучшими практиками между точками и способствует укреплению репутации бренда, одновременно гарантируя гостям стабильный уровень сервиса вне зависимости от города».

Согласно прогнозам РБК, рынок кальянных и лаунж-баров продолжит расти, достигнув объема в 120–150 млрд рублей к 2029 году. Основными факторами роста станут увеличение числа заведений и инновации в формате. 

Несмотря на позитивные прогнозы, рынок столкнется с рядом проблем, среди которых возможное ужесточение законодательства, высокая конкуренция  и экономические факторы которые могут увеличить затраты на открытие и содержание заведений.
Перспективы развития

Международное развитие также остается важным направлением: российские бренды, успешно выходят на рынки США, ОАЭ и СНГ подтверждая высокий потенциал отечественной кальянной индустрии.

Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.

Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту d.bachurina@hf.ru.

Получите бесплатную консультацию по выбору бизнес ниши в 2024 году: бани, базы и парки отдыха, кемпинг, глэмпинг
Получить
Как вам статья?

Франшизы по тематике Развлечения и отдых

Разместить
Запросить финмодель Компания Общие инвестиции Месячная прибыль Окупаемость Кол-во точек
7 млн ₽ 352 000 ₽ 12 месяцев 568
400 000 ₽ 175 000 ₽ 10 месяцев 1
2,5 млн ₽ 800 000 ₽ 8 месяцев 350
12,5 млн ₽ 400 000 ₽ 24 месяца 16
3 млн ₽ 300 000 ₽ 6 месяцев 312
Показать еще
Подпишись на свежие новости

Всего раз в неделю, самые актуальные новости и предложения.

ООО "КОМУС"

ИНН:7721793895

erid:2SDnjeTpQWa