АО "ТБАНК"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdq1SP4
АО "ТБАНК"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdq1SP4
Может ли клиника расти без агрессивной рекламы и наращивания цен, исключительно за счет высокого качества? Стоматолог Алим Селимов — доказательство того, что это возможно. Его сеть из семи клиник выросла на доверии пациентов, цифровых решениях и слаженной команде. Сегодня он — CEO, а не практикующий врач, и занимается стратегией развития бизнеса. К 2030 году он планирует открыть 100 клиник, и при этом не идти на компромиссы в вопросах качества лечения.
Редакция HF.ru сделала выборку самых интересных моментов из выпуска на канале «Антон Епифанов».
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
В 2015 году я открыл свою первую клинику, работал один — и как ассистент, и как бухгалтер. Но к 2018 году я почувствовал сильное выгорание. Ситуацию спасла поездка на конгресс в Корею, где я обновил знания и мотивацию. Вернувшись, я понял, что дальше работать в таком режиме невозможно. Так я начал думать о расширении и построении команды для создания сети клиник. В 2019 году мы открыли первую «Цифровую стоматологию», и с тех пор начали развивать сеть. Сейчас у нас шесть клиник в Екатеринбурге, одна в Москве, а к 2030 году планируем открыть 100 клиник.
Что мотивирует вас на расширение бизнеса?
Бизнес стал для меня игрой, где каждый новый этап — это новые открытия и уроки. Хотелось бы сказать, что цель — это количество, но на самом деле цифра в 100 клиник стала мотиватором, который захватывает и меня, и мою команду. Сейчас мы в это верим, и каждый день приближаемся к нашей цели.
Какая ваша роль в бизнесе сегодня?
Сейчас я являюсь CEO компании. Моя задача — стратегическое развитие, постановка целей, контроль исполнения. Я больше не погружен в операционную деятельность, но отслеживаю, как команда выполняет задачи и насколько эффективно работает.
Что особенного в вашей клинике?
Мы активно используем цифровые технологии и автоматизацию. Это позволяет нам значительно улучшить качество обслуживания, ускорить процессы и предоставить пациентам удобство.
Почему стоит масштабировать бизнес?
Масштабирование — это не только про увеличение прибыли, но и про развитие как специалиста. Когда у меня было уже две клиники, я понял, что, несмотря на свою любовь к работе с пациентами, я не могу продолжать быть полностью погруженным в процесс лечения. Мои мысли все время уходили от дела, что в какой-то степени стало вредить пациентам. Это был момент, когда я осознал, что нужно перейти на новый уровень: осваивать бизнес, управление персоналом, финансы.
Как найти баланс между качественным лечением и финансовыми интересами?
Для меня изначально важнее было качественное лечение пациентов. Но с развитием бизнеса я понял, что для его роста клиника должна приносить прибыль. Здесь важно не зарабатывать за счет пациентов, а обеспечивать качественную медицинскую услугу, чтобы клиника была рентабельной и могла развиваться. Баланс между качественным лечением и финансовыми результатами необходим для долгосрочных отношений с пациентами.
Как вы относитесь к практике использования некачественных материалов для увеличения прибыли?
Я считаю, что важно ставить качественные пломбы, чтобы пациенты не возвращались, а рекомендовали клинику своим близким.
Пациенты, довольные качественным лечением, часто приводят своих родственников и друзей. Это позволяет уменьшить затраты на рекламу и выстроить доверительные отношения, которые приводят к возвратам и рекомендации нашей клиники.
Ремонт в клинике важен?
Когда мы начинали, у нас не было средств для идеального ремонта. Кушетки стояли всего семь тысяч рублей, а оборудование оставляло желать лучшего. Но несмотря на это, мы смогли предложить качественное лечение.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Сколько готовы тратить на маркетинг?
Если хорошо себя зарекомендовать, тратиться на маркетинг не придется.
Например, в Самаре у нас был случай, когда клиника делала выручку около восьми-девяти миллионов рублей в месяц, но при этом расходы на рекламу составляли всего 38 000 рублей.
Почему вы уделяете внимание именно удобству врачей, а не пациентов?
Очень часто в медицинском бизнесе фокус смещен на удобство пациентов, но на самом деле важно, чтобы и врачи работали в комфортных условиях. Врач — это тот человек, который дает качественный продукт, а значит, он должен чувствовать себя хорошо, не отвлекаясь на мелкие неудобства. Если врач работает в комфортных условиях, это влияет на качество лечения и атмосферу в клинике, что, в свою очередь, положительно сказывается на пациенте.
Как важно для клиники иметь четкую команду с единой концепцией?
Это критично, особенно на этапе становления клиники. Важно с самого начала задать правильный вектор развития и обеспечить, чтобы все врачи были согласны с общей концепцией. Так создается сплоченная команда, которая работает на единую цель, что, в свою очередь, помогает достигать хороших результатов и избегать путаницы и недовольства со стороны пациентов.
Как вы разделяете аудиторию клиники?
Я не могу точно разбить аудиторию на проценты, но у нас есть пациенты, которые приходят на профилактику, лечение, протезирование, имплантацию и эстетические процедуры.
Бывают ли у вас пациенты с психосоматическими расстройствами?
Да, такие пациенты тоже приходят. Например, в 2016 году ко мне пришла молодая девушка на установку виниров. Мы сделали ей зубы в естественном белом оттенке, но через неделю она вернулась и попросила сделать их белоснежными, как «унитаз». Несмотря на наши убеждения, что это не подходит для ее возраста, она настояла, и мы переделали зубы в более белоснежный оттенок.
Существуют ли у вас пациенты, которые хотят нарастить клыки или сделать другие радикальные изменения?
Мы отказываем таким пациентам. Например, если кто-то просит нарастить клыки, мы объясняем, что это не соответствует анатомии и эстетике, и в таких случаях мы не проводим процедуру.
Мы стараемся работать только с теми, кто доверяет нашим рекомендациям и мнению.
Часто клиенты боятся стоматологов?
Бывают случаи, когда пациент приходит на небольшую процедуру, но после того как он встает с кресла, кресло полностью мокрое от пота, хотя он ничего не говорит. Это стресс, который не всегда можно скрыть.
Стоит ли бояться заражения инфекциями в современных клиниках?
Нет, в современных клиниках все инструменты стерилизуются в автоклаве, а одноразовые материалы выбрасываются после каждого пациента. Важно проверять, чтобы инструменты были запечатаны и стерилизованы.
Как часто врачи проходят обучение и кто за это платит?
Каждый врач должен пройти минимум четыре курса обучения в год. Два курса оплачивает клиника, два — врач за свои средства. Такая схема позволяет врачу выбирать курсы, которые действительно ему интересны и которые способствуют его развитию. Когда врач инвестирует свои деньги, он более внимательно относится к обучению и использует полученные знания на практике.
После каждого курса врач делится своими знаниями с коллегами. На собраниях он рассказывает, чему научился, и делится новыми подходами или технологиями. Это помогает поддерживать высокий уровень знаний в команде и обмениваться опытом между врачами.
Как вы решили проблему с медицинской формой для сотрудников? Кто ее покупает и как это устроено?
У нас есть поставщик, с которым мы закупаем одинаковую одежду для разных категорий сотрудников: для врачей, для медсестер, для административного персонала.
Что с обувью? Есть ли у вас строгие требования к ней?
Да, у нас есть строгие требования — обувь должна быть закрытой. Это удобные кроссовки, чаще всего это изики, в которых ноги не потеют. Кроксы или открытые тапочки запрещены. Мы даже недавно отказали врачу, который пришел на собеседование и настоял на том, чтобы работать в кроксах. Мы ему объяснили, что такая обувь у нас не допускается, и на этом наше сотрудничество не сложилось.
Почему вы считаете, что ваша клиника лучше других?
Основное для нас — это медицина, а не бизнес. Мы фокусируемся на том, чтобы дать пациентам именно то, что они хотят.
Как пациенту определить, что он попал в хорошую стоматологию?
В первую очередь важно, чтобы человек понимал, что качественный продукт не может стоить дешево. Во-вторых, важно найти общий язык с врачом на консультации.
Пациент должен чувствовать, что лечение — это не просто процесс, а часть общего плана, который гарантирует результат.
Как вы решаете ситуацию с недовольными пациентами?
Мы всегда стараемся объяснить пациенту ситуацию и уделить внимание его переживаниям. При этом, если пациент не контактирует, не хочет слушать объяснения, несмотря на то, что все было сделано качественно, мы возвращаем деньги. Наша цель — оставить положительное впечатление.
Недавно был случай, когда пациенту вернули всю сумму, 27 600 рублей, несмотря на то, что лечение было выполнено на высшем уровне.
Мнение предпринимателей субъективно и не всегда совпадает с мнением редакции.
Хотите рассказать о бизнес-опыте — пишите в Телеграм @f_hopes_and_fears или на почту [email protected].
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
АО "ТБанк"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdDDR3J