ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
В далёком 2013 году я придумал очень перспективную идею для бизнеса. Это был сервис, который автоматически создавал бы фотокниги на основе постов из социальных сетей пользователя.
Каждый из нас переживает яркие моменты, которые хочется запомнить и вернуться к ним снова, хотя бы на фотографиях. Ещё 10-15 лет назад мы пользовались для их хранения фотоальбомами.
Времена меняются, воспоминания сегодня остаются в электронном виде. Мой алгоритм определяет наиболее заметные фотографии и истории, связанные с ними, и формирует красочную фотокнигу, которую можно распечатать.
К сожалению, проект удалось реализовать лишь спустя 3 года после того, как я его придумал. А ещё спустя год, мне пришлось его закрыть, как нерентабельный. Расскажу, почему так получилось.
На идею меня подтолкнул концерт любимой рок-группы, которая приехала в мой родной город. Это было непредсказуемое и просто феноменальное событие! Мне хотелось запомнить его на всю жизнь.
Я сразу понял, что подобные мысли после разных событий возникают у многих, а значит идея будет востребована и способна принести значительные дивиденды. Мне удалось уговорить одного сильного программиста написать мне код. Это был первый проект по поиску фотографий в социальных сетях.
Запуск затянулся на год. Я сразу замахнулся на федеральный размах, так как собирался «грести деньги лопатой». А где высокие ожидания, там и большие вложения. На старт было потрачено 550 000 рублей.
Сейчас, вспоминая первую версию продукта, мне это кажется очень глупым. Всё-таки мы по ошибке создавали «программу», которая ставится на компьютер, а не онлайн-сервис.
Клиент должен был оставлять оплаченную заявку, загружать программу, а условные студенты-фрилансеры в регионах – обрабатывать и направлять в печать его заказ. Всё это было слишком громоздко и неудобно.
Кроме того, я вывел ещё 5 ошибок первого этапа. Например, мы жили на Дальнем Востоке и платили за интернет по 10 000 рублей в месяц. Если уж собрался делать что-то из виртуальной сферы, то начинай там, где это дёшево.
Цельной команды у нас не было. Мой программист нанял несколько незнакомых ему фрилансеров. Все выполняли часть работы, но с трудом представляли, что и для кого они делают. Просто отрабатывали деньги.
Сроки нарушались всегда и везде. Некоторые, потому что были слишком оптимистично выстроены, другие, наоборот, позволяли неоправданно много прохлаждаться.
Из-за моего стремления создать «сразу идеально» страдал весь проект. Важнейшим пунктом на стартовом этапе является сосредоточиться на главном.
Отсюда и последняя ошибка: минимально жизнеспособный продукт стоит подстраивать под требования рынка. Мы же не только делали сразу всё, но ещё и сами у себя забрали возможность получать обратную связь.
Олег Тиньков как-то сказал: «Если бизнес нельзя посчитать на салфетке, значит это плохой бизнес». Моя задумка, даже реализованная за почти 600 000 рублей, оправдывала себя, ведь аудитория социальных сетей в России – 80 миллионов, при этом активных пользователей – 15 миллионов.
Риск определённо был оправдан. Я уехал в Москву и начал поиски инвестора. Мне нужно было перезапустить проект.
Здесь произошла одна из тех вещей, которые сильнее всего расширили моё сознание. Оказалось, что выйти на бизнес-ангелов совсем несложно! Речь не о венчурных фондах, а об обычных частных инвестициях.
Первые деньги мне дал фонд развития интернет-инициатив. Затем через их клуб нашёлся частный инвестор. Я предполагал, что проект окупится на 3-ий месяц, но по факту старт провалился. Ближе к концу второго месяца инвестор покинул проект с убытками. Мои личные деньги к тому времени тоже иссякли.
В 2016 году я вернулся к своей задумке. Новый инвестор согласился вложить в неё 1 миллион рублей. Основное назначение этих денег – превратить программу в онлайн-сервис и раскрутить его рекламой.
Я собрал новую команду и реализовал задумки за 4 месяца. Всё делали максимально просто, ярко и понятно. За месяц, определённый на раскрутку, мы привлекли 350 000 человек, 60 000 из которых оставили заявку на фотокнигу по своим фото. Книга была только в электронном виде, зато полностью бесплатной для заказчика.
Я ликовал! Стоимость одной книги – от 1700 до 3900 рублей, в зависимости от количества страниц и качества обложки. Из аудитории заинтересовался каждый шестой, понятно, что покупать будет гораздо меньшее количество людей, но результат всё равно внушал оптимизм.
К сожалению, как раз в это время новый инвестор решил в срочном порядке покинуть проект и попросил вернуть все вложения. А затем нас добила окончательная конверсия – фотокниги приобрели 105 человек из 400 заложенных в финансовой модели.
Стало ясно, что проект не настолько интересен аудитории, несмотря на кажущуюся привлекательность. Я перегорел. Мне пришлось продать бизнес со всеми наработками за 1 500 000 рублей. Надеюсь, новый владелец сможет его развить.