The New York Times выпустил масштабное расследование об обманутых франчайзи Dickey’s Barbecue Pit. Название бескомпромиссное: «Они поставили на кон свое будущее в погоне за мечтой о барбекю — и потеряли все».
Журналисты взяли интервью у 37 бывших и нынешних франчайзи, которые рассказывали, как вложили сбережения, заложили дома, взяли кредиты и не только обанкротились, но и влезли в долги и даже оказались на грани депортации.
Получите бесплатный бизнес-план, чтобы сэкономить время
В материале описаны все классические приемы абьюза франчайзи жадным и недобросовестным владельцем сети: постоянные поборы (реальные затраты в разы превышают заявленные), стравливание франчайзи между собой (франчайзера не волнует, что открытые рядом точки становятся конкурентами), отсутствие поддержки (вместо нее — угрозы и шантаж). Но особенно грустной эту историю делает циничный уклон в патриотизм. Американским ветеранам обещали льготы — и именно их в итоге особенно жестоко выдоили.
Dickey’s Barbecue Pit — крупнейшая в мире сеть ресторанов в формате барбекю, с техасскими корнями и семейной историей. Первый ресторан открыл ветеран Первой мировой войны Трэвис Дики с женой в 1941 году в Далласе. После его смерти бизнесом занялись сыновья, а с 2006 года компанию возглавил его внук Роланд Дики‑младший.
К началу 2020‑х Dickey’s выросла в сеть с 550 заведениями в США и за рубежом, рекламируя себя как «семейный бизнес с глубокими корнями» и «патриотичный бренд». В маркетинге активно использовались образы американского флага, пожарных, полицейских, ветеранов. Для ветеранов вооруженных сил предлагались скидки на франшизу. Руководство не скрывало амбиций: «Ресторан за рестораном — путь к мировому господству», — нескромно рассуждал в 2010 году тогдашний президент Dickey's Barbecue.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Открыть заведение, по данным компании, можно было сравнительно недорого: от $250 000. Франчайзи обещали готовые решения, обучение в «Университете Барбекю», поддержку и устойчивый доход.
На деле многие новые владельцы быстро оказывались в долговой яме. Практически все собеседники NYT говорили о том, что:
«Внутри компании нет отбора. Показываешь хоть какие-то деньги — получаешь ресторан», — говорит бывший региональный менеджер Роберт Фауст. Ветеранам, иммигрантам и начинающим предпринимателям подсовывали рестораны в малоперспективных локациях, обещая быстрые прибыли. Но когда рестораны начинали работать в убыток, корпоративные менеджеры запрещали их закрывать, чтобы не портить статистику, и продолжали получать с владельцев сборы и комиссии.
Венди Уильямс, ветеран армии и медсестра из Флориды, в 2018 году подписала договор на два ресторана, получив скидку как бывшая военная. Она прошла обучение в Далласе и гордилась своей «патриотической инвестицией». Но расходы быстро вышли за рамки обещанных: вместо $250 000 она потратила более $500 000, заложив дом, две машины, пенсионные накопления. Доходы же были гораздо ниже обещаний. В 2023 году она подала на банкротство с долгом в $1,5 млн и потеряла дом.
Харпиндер Чаухан, британский иммигрант индийского происхождения, открыл ресторан во Флориде с расчетом получить грин‑карту по инвестиционной визе. Вместо обещанных $300 000 он вложил больше $800 000, включая кредиты, продажу недвижимости и 15 кредитных карт. Когда денег не хватало, ему предлагали открыть еще рестораны — «чем больше точек, тем больше прибыль», уверяли менеджеры. В итоге семья осталась без средств (сын получил право на бесплатные школьные обеды), а самого Чаухана задержали иммиграционные власти из‑за долгов и проблем с визой.
Рэйчел и Джеффри Бруцвицки открыли Dickey’s в Джорджии в надежде обеспечить будущее детям. Но уже через 10 месяцев они вынуждены были закрыться, продать дом и переехать к родителям.
После публикации расследования и серий исков в судах Dickey’s продолжает настаивать на своей правоте. «Подавляющее большинство наших владельцев успешны», — утверждает гендиректор Лора Дики (это жена внука Трэвиса Дики — бизнес по сей день остается семейным). В компании называют недовольных франчайзи «группой, которая намерена разрушить систему Dickey’s».
Тем временем они уже создали закрытую группу Bbq Into Bankruptcy, где делятся опытом и поддерживают друг друга. Некоторые добиваются правды через суды и жалобы в Федеральную торговую комиссию. Уже как минимум два дела против Dickey’s дошли до арбитража. Один из адвокатов франчайзи Роберт Айнхорн утверждает: «Сотни людей оказались разорены этой компанией».
«Я продолжу бороться, даже если мне грозит нищета. Правда на моей стороне», — говорит Даниэль Ансворт, бывший франчайзи из Огайо, который сейчас судится с Dickey’s и банком‑кредитором.