АО "ТБАНК"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdq1SP4
АО "ТБАНК"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdq1SP4
В англоязычном бизнес-комьюнити любят слово «лимон». Недавно мы писали о поговорке «Когда жизнь подсовывает тебе лимоны, делай из них лимонад»: «Суть в том, что если вы мечтали найти клад, а вместо этого вам попался мешок лимонов, не надо эти лимоны, нестерпимо кислые, есть. Лучше сделать лимонад, продать его и на нем заработать. То, что выглядит как ирония судьбы, часто оказывается бизнес-возможностью, которую не так-то просто разглядеть».
Сегодня речь снова пойдет о лимонах, только других. Развивая аналогию, можно сказать, что если в предыдущем примере вы случайно нашли на дороге мешок лимонов (и сдуру начали их есть или же хитро продали), то сейчас можно представить, что лимон вы зачем-то сами, по собственной воле, купили, хотя недостатка кислости в вашей жизни нет.
Получите бесплатный бизнес-план, чтобы сэкономить время
Термин «лимон» (lemon) в значении «нечто разочаровывающее» появился в американском английском в конце XIX века. Лингвисты связывают его с кислым вкусом лимона, который обманывает ожидания сладости, в отличие от апельсинов или яблок.
В 1900-х годах слово вошло в сленг, обозначая неудачные покупки, людей или сделки. Например, в 1909 году словарь Century Dictionary зафиксировал «lemon» как «нечто неудовлетворительное». Есть версия, что термин мог быть популяризирован в азартных играх: в 1890-х годах слот-машины с лимонами на барабанах часто не приносили выигрыш, усиливая ассоциацию с неудачей.
К началу XX века «лимон» закрепился как метафора для объектов, которые выглядят хорошо, но оказываются бесполезными. Эта идея легла в основу его дальнейшего развития, особенно в контексте торговли.
В 1960-х годах термин «лимон» стал прочно ассоциироваться с рынком подержанных автомобилей в США. Покупатели часто сталкивались с машинами, которые казались исправными, но вскоре ломались из-за скрытых дефектов — ржавчины, неисправных двигателей или подделанных счетчиков пробега.
Дилеры прикладывали максимум усилий для приведения автомобиля в товарный вид, чистя, моя и даже крася машину, а куда более кропотливая, неблагодарная, но, в то же время, важная работа по исправлению внутренних дефектов не велась вовсе.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Идеальный пример мошенничества с машиной-лимоном — эпизод из фильма «Брат-2», где герой купил на Брайтон-Бич привлекательный с виду автомобиль, который потом быстро сломался.
Продавцы, зная о проблемах, умалчивали их, пользуясь асимметрией информации: покупатель не мог проверить машину так же тщательно, как владелец. Такие авто и прозвали лимонами, а рынок подержанных машин стал символом обмана.
Экономист Джордж Акерлоф в 1970 году опубликовал статью «Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм», которая принесла ему Нобелевскую премию в 2001 году. Он показал, что асимметрия информации снижает доверие к рынку: покупатели, боясь лимонов, предлагают низкие цены, что вытесняет качественные товары. Статья Акерлофа не только объяснила проблему, но и закрепила термин в академическом и деловом лексиконе.
Рынок лимонов стал настолько проблемным, что в 1970-х годах в США начали принимать законодательство для защиты покупателей. Так появились «законы лимонов» (Lemon Laws), позволяющие вернуть деньги или заменить товар, если он оказался дефектным. Автодилеры были обязаны возмещать убытки за машины с серьезными неисправностями, не устраняемыми после нескольких ремонтов.
Лимоном могла быть признана машина, которая в первые два года ломалась четыре раза по одной и той же причине или не работала 30 дней. Покупатель мог требовать возврат или замену, а дилеры несли ответственность за сокрытие дефектов.
Эти законы снизили риски, но не устранили проблему полностью: лимоны все еще попадались, а судебные споры занимали месяцы — не так-то просто было доказать, что вам целенаправленно продали неисправный товар, а не произошел несчастный случай, ставший причиной поломки.
Сегодня термин «лимон» вышел далеко за пределы автопрома, описывая любые обманчиво привлекательные сделки или продукты. В бизнесе это может быть стартап с раздутыми прогнозами, инвестиция с скрытыми рисками.
Современные лимоны встречаются и в других сферах:
Блестящие снаружи и прогнившие внутри машины уступили место домам со скрытыми дефектами или даже целым бизнесам со скрытыми тратами и невыносимыми условиями труда, но суть осталась прежней.
Проблема в асимметрии информации. Покупатели или инвесторы не всегда могут проверить, что скрывается за красивой обложкой, в то время как продавец машины (или владелец франшизы) знает о собственных проблемах и может попытаться их скрыть. Даже опытный предприниматель не в состоянии учесть всех нюансов, а неопытный новичок и вовсе не знает, в какую сторону смотреть, чтобы уберечь себя от надувательства.
Вывод простой: перед вложениями изучайте документы, проверяйте репутацию и консультируйтесь с экспертами. Да, это трудно. Да, вам придется задать много неудобных вопросов, на которые, возможно, никто не захочет отвечать. Вы потратите время и потрепите нервы, но в результате спасетесь от куда более серьезных проблем. Кислые лимоны никуда не денутся, но от них можно спастись, если не покупаться на сладкие обещания.
АО "ТБанк"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjd2qqYp