АО "ТБАНК"

ИНН:7710140679

erid:2SDnjdq1SP4

АО "ТБАНК"

ИНН:7710140679

erid:2SDnjdq1SP4

ООО "Динамик Ресторанс Сервис Компани"

ИНН:7841095317

erid:2SDnjeyf96u

30 апреля 2025 в 12:00 0 36

Снаружи ярко, внутри кисло: что означает «лимон» на сленге франчайзи и как уберечь себя от его покупки

В англоязычном бизнес-комьюнити любят слово «лимон». Недавно мы писали о поговорке «Когда жизнь подсовывает тебе лимоны, делай из них лимонад»: «Суть в том, что если вы мечтали найти клад, а вместо этого вам попался мешок лимонов, не надо эти лимоны, нестерпимо кислые, есть. Лучше сделать лимонад, продать его и на нем заработать. То, что выглядит как ирония судьбы, часто оказывается бизнес-возможностью, которую не так-то просто разглядеть».

Сегодня речь снова пойдет о лимонах, только других. Развивая аналогию, можно сказать, что если в предыдущем примере вы случайно нашли на дороге мешок лимонов (и сдуру начали их есть или же хитро продали), то сейчас можно представить, что лимон вы зачем-то сами, по собственной воле, купили, хотя недостатка кислости в вашей жизни нет.

Получите бесплатный бизнес-план, чтобы сэкономить время

Получить

Этимология: разочарование от кислого вкуса

Термин «лимон» (lemon) в значении «нечто разочаровывающее» появился в американском английском в конце XIX века. Лингвисты связывают его с кислым вкусом лимона, который обманывает ожидания сладости, в отличие от апельсинов или яблок.

В 1900-х годах слово вошло в сленг, обозначая неудачные покупки, людей или сделки. Например, в 1909 году словарь Century Dictionary зафиксировал «lemon» как «нечто неудовлетворительное». Есть версия, что термин мог быть популяризирован в азартных играх: в 1890-х годах слот-машины с лимонами на барабанах часто не приносили выигрыш, усиливая ассоциацию с неудачей.

К началу XX века «лимон» закрепился как метафора для объектов, которые выглядят хорошо, но оказываются бесполезными. Эта идея легла в основу его дальнейшего развития, особенно в контексте торговли.

Рынок подержанных автомобилей-лимонов

В 1960-х годах термин «лимон» стал прочно ассоциироваться с рынком подержанных автомобилей в США. Покупатели часто сталкивались с машинами, которые казались исправными, но вскоре ломались из-за скрытых дефектов — ржавчины, неисправных двигателей или подделанных счетчиков пробега.

Дилеры прикладывали максимум усилий для приведения автомобиля в товарный вид, чистя, моя и даже крася машину, а куда более кропотливая, неблагодарная, но, в то же время, важная работа по исправлению внутренних дефектов не велась вовсе.

4 проверенные идеи для твоего бизнеса

Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями

Идеальный пример мошенничества с машиной-лимоном — эпизод из фильма «Брат-2», где герой купил на Брайтон-Бич привлекательный с виду автомобиль, который потом быстро сломался.

Продавцы, зная о проблемах, умалчивали их, пользуясь асимметрией информации: покупатель не мог проверить машину так же тщательно, как владелец. Такие авто и прозвали лимонами, а рынок подержанных машин стал символом обмана.

Экономист Джордж Акерлоф в 1970 году опубликовал статью «Рынок лимонов: неопределенность качества и рыночный механизм», которая принесла ему Нобелевскую премию в 2001 году. Он показал, что асимметрия информации снижает доверие к рынку: покупатели, боясь лимонов, предлагают низкие цены, что вытесняет качественные товары. Статья Акерлофа не только объяснила проблему, но и закрепила термин в академическом и деловом лексиконе.

Законы лимонов: защита от обмана

Рынок лимонов стал настолько проблемным, что в 1970-х годах в США начали принимать законодательство для защиты покупателей. Так появились «законы лимонов» (Lemon Laws), позволяющие вернуть деньги или заменить товар, если он оказался дефектным. Автодилеры были обязаны возмещать убытки за машины с серьезными неисправностями, не устраняемыми после нескольких ремонтов. 

Лимоном могла быть признана машина, которая в первые два года ломалась четыре раза по одной и той же причине или не работала 30 дней. Покупатель мог требовать возврат или замену, а дилеры несли ответственность за сокрытие дефектов.

Эти законы снизили риски, но не устранили проблему полностью: лимоны все еще попадались, а судебные споры занимали месяцы — не так-то просто было доказать, что вам целенаправленно продали неисправный товар, а не произошел несчастный случай, ставший причиной поломки.

Современные лимоны: от машин до франшиз

Сегодня термин «лимон» вышел далеко за пределы автопрома, описывая любые обманчиво привлекательные сделки или продукты. В бизнесе это может быть стартап с раздутыми прогнозами, инвестиция с скрытыми рисками.

Современные лимоны встречаются и в других сферах:

💸 Безубыточная туристическая франшиза - зарабатывайте от 200к в месяц
  • Технологии: стартапы, обещающие революцию, но не имеющие рабочего продукта. Например, провал Theranos, где инвесторы потеряли миллиарды из-за ложных заявлений о технологиях.
     
  • Недвижимость: дома или коммерческие объекты, продаваемые с утаенными дефектами, вроде протечек или юридических ограничений.
     
  • Онлайн-продукты: курсы или подписки, которые рекламируются как путь к успеху, но не дают ценности. В 2023 году в США подали десятки исков против инфобизнесменов.

Блестящие снаружи и прогнившие внутри машины уступили место домам со скрытыми дефектами или даже целым бизнесам со скрытыми тратами и невыносимыми условиями труда, но суть осталась прежней.

Проблема в асимметрии информации. Покупатели или инвесторы не всегда могут проверить, что скрывается за красивой обложкой, в то время как продавец машины (или владелец франшизы) знает о собственных проблемах и может попытаться их скрыть. Даже опытный предприниматель не в состоянии учесть всех нюансов, а неопытный новичок и вовсе не знает, в какую сторону смотреть, чтобы уберечь себя от надувательства.

Вывод простой: перед вложениями изучайте документы, проверяйте репутацию и консультируйтесь с экспертами. Да, это трудно. Да, вам придется задать много неудобных вопросов, на которые, возможно, никто не захочет отвечать. Вы потратите время и потрепите нервы, но в результате спасетесь от куда более серьезных проблем. Кислые лимоны никуда не денутся, но от них можно спастись, если не покупаться на сладкие обещания.

Как вам статья?

Франшизы по тематике Авто

Разместить
Запросить финмодель Компания Общие инвестиции Месячная прибыль Окупаемость Кол-во точек
400 000 ₽ 200 000 ₽ 6 месяцев 19
13,5 млн ₽ 380 000 ₽ 28 месяцев 40
800 000 ₽ 656 792 ₽ 18 месяцев 25
2,2 млн ₽ 300 000 ₽ 6 месяцев 1
500 000 ₽ 300 000 ₽ 6 месяцев 1170
Показать еще
Подпишись на свежие новости

Всего раз в неделю, самые актуальные новости и предложения.

АО "ТБанк"

ИНН:7710140679

erid:2SDnjd2qqYp


40+ инструментов телефонии для продаж