АО "ТБАНК"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdq1SP4
АО "ТБАНК"
ИНН:7710140679
erid:2SDnjdq1SP4
Мы часто пишем про ошибки управленцев, просчеты в стратегиях или безумные акции, приводящие к банкротству. Но есть и другой, куда более простой и стремительный способ угробить компанию — сказать не то слово не в том месте. История Джеральда Ратнера — классический пример того, как язык может ударить по бизнесу мощнее любого кризиса.
В конце 80-х и начале 90-х Ratners Group была настоящим гигантом ювелирного рынка Великобритании. Более двух тысяч магазинов, огромная доля рынка, миллионы покупателей, которые искали не «корону для королевы», а доступное кольцо или цепочку для жизни. Ратнер сделал ювелирку массовой: дешевой, яркой и повсюду доступной. Казалось бы, все складывалось идеально.
Получите бесплатный бизнес-план, чтобы сэкономить время
Но в апреле 1991 года Джеральд Ратнер вышел на сцену Института директоров в Лондоне и решил блеснуть остроумием.
«Мы продаем серьги по цене бутерброда с креветками. И, если честно, это то еще барахло», — сказал он, имея в виду, что продукция недорогая и массовая.
Зал засмеялся. Пресса — тоже. А вот миллионы покупателей юмор не поняли.
Фраза попала в газеты, обрела самостоятельную жизнь и превратилась в приговор для всей компании. Люди, которые покупали украшения у Ratners, вдруг почувствовали себя обманутыми: выходит, их подарки на годовщину сам владелец считает мусором? Имидж рухнул буквально за ночь.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Эффект был разрушительным. Продажи упали на сотни миллионов фунтов, акции компании обвалились, и все то, что строилось годами, рассыпалось как карточный домик. Ратнер лишился поста руководителя и фактически был изгнан из собственного бизнеса. Чтобы спастись, компанию срочно переименовали в Signet Group — иначе покупатели даже на витрину смотреть не хотели.
Так родилось выражение «эффект Ратнера» — когда одно неосторожное слово уничтожает бизнес-империю. Сегодня его изучают в бизнес-школах, приводят как пример пиар-катастрофы и напоминают топ-менеджерам: шутить можно, но осторожно. Особенно если твои клиенты всерьез воспринимают твой продукт как символ чувств, статуса и красоты.
Но на этом история не закончилась. После изгнания Ратнер не ушел в тень. Он сумел вернуться в бизнес — уже в эпоху интернета. Создал онлайн-магазин Gerald Online, который в 2000-е считался одним из крупнейших ювелирных сайтов Британии, и написал автобиографию «The Rise and Fall… and Rise Again». В ней он без прикрас рассказал о собственном провале, назвав вещи своими именами, и превратил личную катастрофу в бизнес-урок для миллионов читателей. Парадокс: именно эта книга, а не его украшения, сделала Ратнера бессмертным в истории британского бизнеса.