ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
ООО "КЕХ еКоммерц"
ИНН:7710668349
erid:2SDnjeQXDqu
Можно ли сделать бизнес, если принимать чай не как товар, а как искусство, традицию и культуру? Можно. И доказательство тому Чайная Школа Шу и Шэн.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
В 2006 году, будущий основатель чайной школы — Сергей Вячеславович, отправился в Китай изучать ушу. Одновременно он хотел выучить язык. Но оказалось, что в процессе обучения ушу, сделать это практически невозможно.
А так как он увлекался травами, он стал изучать тему китайского чая. Общения в этой нише было довольно много. И чай стал средством изучения языка.
Почему именно чайный бизнес?
После каждой поездки в Китай Сергей Вячеславович Никишин привозил в Воронеж довольно много разнообразного чая. Мы пили его сами и угощали друзей.
В 2012 году мы превратили одну из своих квартир в домашнюю чайную.
Мы оба работали и принимали гостей позвоночно, проводили дегустации. Гости пили чай и делали покупки. И это воспринималось как хобби, которое само себя кормило.
Как долго существует «Чайная Школа Шу и Шэн»?
Если говорить о старте бизнеса, то с 2012 года.
Какие потребовались инвестиции на открытие?
У нас не было момента, когда мы сказали — сейчас мы вкладываем определенную сумму и запускаем бизнес. Все шло постепенно.
Когда мы поняли что возить чай в чемоданах уже невозможно — мы сделали достаточно большую закупку, чтобы доверить ее доставку логистической компании. На это потребовалось около 300-350 тысяч рублей.
На тот момент мы позиционировали себя как чайная школа и кроме прочего, готовили мастеров для крупного проекта. Руководство проекта закупили у нас некоторые позиции, став первым оптовым клиентом.
В России есть чайная культура?
Чай и чайные церемонии в России и Китае кардинально отличаются. По непонятному стечению обстоятельств, чайная культура России в двухтысячных обратилась к формату эзотерики странных заведений для избранных. Они ограничивали темы для бесед, требовали соблюдать свои правила, а на входе в некоторые заведения.
Было и второе ответвление — обычный массмаркет. Но на прилавки попадал низкокачественный продукт.
Это был ваш первый бизнес?
Да. Мы оба работали в других нишах.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
Приобщившись к чайной культуре сами, мы хотели приобщить и других. Поэтому изначально это была школа.
Чай покупали те, кто прошел обучение и уже не мог пить Липтон, Гринфилд и другие продукты масс маркета.
Постепенно эти люди сформировали некую базу покупателей. Со временем, к магазину добавилось кафе.
Каков процесс подбора чая и трав для вашего меню?
Это непростой процесс. Все чаи мы отбираем лично. Мы должны видеть, где и как они растут, как организовано производство. Безусловно, это затягивает процессы. Но благодаря этому, мы можем отследить весь путь создания чая от растения.
Это не касается тех сортов, которые были сделаны до того, как мы вошли в эту сферу. Тут мы полагаемся на свои связи и порядочность поставщиков.
Многие говорят что китайцы любят обманывать, но за 2 года коронавируса, не было случая, что нам пришел плохой или некачественный продукт.
Возможно это связано с тем, что мы очень плавно переходили в коммерцию. Прежде всего мы погрузились в историю, технологию, культурологию и мифологию чая. Мы показали, что их дело жизни, это и дело нашей жизни, и мы разделяем их интересы и традиции.
Какие уникальные или редкие сорта чая у вас есть?
У нас несколько эксклюзивных направлений.
У нас есть уникальные образцы 70-80х годов, которые представляют историческую ценность.
Также у нас есть сорта, которые не так сильно распространены в России. Например, необычный Гуандунский темный улун Дан Цхун. Это не один чай, а целая коллекция подсортов, отличающихся по воздействию и по вкусу.
Еще один уникальный экземпляр — пуэр из провинции Юньнань.
Особенность этого чая в том, что после выпуска, чай поступает в продажу только через два года после того, как отлежится.
Мы также продаем черный чай Лиу Пао — аптечный чай, который используют для нормализации пищеварения, борьбы с последствием неправильного питания, излишнего употребления алкоголя. У самого чая очень интересный, насыщенный вкус.
Ну и конечно собственное производство. Мы довольно давно стали миксовать российские травы с китайскими чаями. И это востребовано не только в России, но и в Китае. Но мы не можем предложить тот объем, который готовы закупать у нас китайцы.
Какие критерии вы устанавливаете при выборе поставщиков чая?
В первую очередь поставщик должен быть готов показать нам все процессы. Поэтому мы редко сотрудничаем с посредниками.
Хотя бывают исключения, когда мы не можем закупить объем, который готов отгружать производитель. В этих случаях посредник привозит нас на производство.
Большую роль играет человеческий фактор. Если человек плохо идет на контакт, нам с ним не по пути.
А еще поставщик должен быть готов работать с Россией. Сейчас самой большой проблемой является финансовая сторона. Не все хотят связываться со сложной банковской системой.
В период коронавируса у нас были случаи, когда мы переводили деньги одним поставщикам, а они передавали их другим, но уже в юанях. Только после этого нам отправляли товар.
Какие услуги предоставляются вашим гостям?
В первую очередь — академические услуги. Это не самая доходная статья, но мы считаем, что чай должен идти с информационной оболочкой. Это наша сильная сторона.
Мы очень серьезно относимся к обучению наших продавцов. Благодаря этому у нас много клиентов разного уровня.
И пока одни просто покупают чай, другие летают с нами по производствам и учат китайский.
Также можно просто прийти в кафе и попить чай самостоятельно. Или заранее договориться, и вам проведут чаепитие.
Ну и плюс магазин, где можно купить чай и чайные принадлежности.
Какие варианты обучения у вас есть?
У нас есть базовый курс — 11 занятий по 2,5-3 часа, который мы собираем несколько раз в год. Его стоимость порядка 12 000 рублей. Экспресс курс — 3 часа интенсива за 2000 рублей.
Также есть:
Если человек хочет открыть чайную или магазин чая, вы можете ему в этом помочь?
Конечно. Мы можем организовать встречу с поставщиками и выступить в качестве переводчиков при переговорах. В данном деле недостаточно просто знать язык, нужно знать традиции и ценности поставщиков. Тогда они будут с вами работать.
Какие мероприятия и активности проводятся в вашем баре?
Мы проводим чайные бары — организованные чаепития под управлением мастера с заданной темой мероприятия.
Если человек находится за пределами России, может ли он заказать у вас чай?
Конечно. Ряд наших постоянных покупателей уехали из страны и мы отсылаем им посылки во все страны.
Каким образом вы рекламируете ваш бар и привлекаете новых посетителей? Сколько тратите на маркетинг?
Если вы умеете правильно подбирать и позиционировать чай, то товар не нуждается в дополнительной рекламе, люди сами вас найдут.
Мы не против рекламы и маркетинга, но традиционный маркетинг может не сыграть нам на руку. Поэтому бюджета на рекламу у нас нет. Наша главная реклама — сарафанное радио.
Россия — изначально чайная страна, и мы легко возвращаем напитку вторую жизнь.
Если пять лет назад в городе было 4-5 чайных, то сейчас их больше 20 и каждая чем-то выделяется, правда не всегда чаем.
Чайная — выгодный бизнес?
Скорее, нет. Чайная — бизнес вдолгую.
Если вы открываете кафе с хорошим чаем и вкусными пироженками — окупиться можно за полгода. Если это лаундж бар, то тоже окупаемость будет быстрая.
А если вы начинаете только с чая, то лучше иметь дополнительный источник дохода, т.к. большой прибыли вы долго не увидите. Этот бизнес нельзя открывать на последние деньги.
Как вы выбираете и подготавливаете персонал для вашего бара?
Это очень сложный процесс. Обучение длится 3 месяца. Параллельно с учебой человек выполняет подсобную работу — моет посуду, фасует заказы и тд. Это похоже на средневековье, но только так можно вырастить настоящего мастера.
Вообще у нас очень сложно работать. У нас 600 сортов чая. И нужно их не просто запомнить, но и знать особенности каждого. А с каждым гостем надо общаться так, будто он покупает боинг, а не 50 грамм чая за 800 рублей.
Но в первую очередь мы выбираем людей по ценностям. Наша задача — составить коллектив из хороших людей, чьи ценности совпадают и между собой и с ценностями работодателя.
За все время мы плохо расстались только с двумя сотрудниками, т.к. просмотрели какие-то моменты во время собеседования. В остальных случаях, если человек от нас уходит, то остается нашим другом.
Какие напитки или блюда чаще всего предпочитают гости?
Если говорить о популярных категориях, то можно выделить шу пуэр, габу улун и лио пао. Хорошо идут травяные сборы, как готовые, так и под заказ.
Но чаще всего гости предпочитают нас! Наши разговоры, рекомендации и просто общение. Под «нами» я предполагаю не только руководителей, но и наших консультантов.
Не стоит забывать, что у нас есть не только чаи. Например, наша сотрудница китаянка делает умопомрачительные моти и булочки. А еще мы открыли чайный бар, где чаи миксуются не только с травами, но и с другими напитками.
Какой у вас средний чек?
У нас очень много товарных групп — чайный стаканчик, праздничные подарки, чай россыпью и многое другое, и у всего разный чек.
Если брать 8 марта или 23 февраля, то средний чек по праздничным подаркам варьировался от 600 до 3000 рублей.
В дополнение скажу — чек постоянно растет.
Вы взаимодействуете с местными поставщиками чая и трав или все импорт?
По травам мы и собираем сами и покупаем. Взаимодействуем с отечественными поставщиками из других климатических зон — Алтай, Бурятия, Байкал.
С местными поставщиками чая не взаимодействуем, все привозим сами под себя.
Вы поддерживаете связи с другими чайными города?
Лет 10 назад мне казалось, что мы все большая семья и делаем одно дело. А наш враг - чай в пакетиках.
Но многие поступки коллег отдалили нас друг от друга. Хотя, если бы мы шли в ногу, то добились бы большего. Например, в прошлом год у нас было классное камерное мероприятие и хотелось бы повторить.
Какая у вас средняя выручка и прибыль?
Выручка в марте и июле может сильно отличаться. Поэтому четких цифр быть не может. Летом касса может падать до 20 000 рублей в день. Не самый приятный показатель, учитывая текущие расходы. Если говорить о предпраздничных периодах (8 марта, новый год), то показатель вырастет х8.
Маржинальность бизнеса около 40%, но это с учетом академических практик. У самого чая маржинальность сильно ниже.
Есть ли в ваших планах масштабироваться?
Если ты не масштабируешься — ты уменьшаешься. Поэтому мы постоянно развиваемся.
У нас все упирается в человеческий фактор. Для открытия каждой новой точки нам нужны партнеры. С которыми у нас должны совпадать ценности.
Какие советы вы можете дать тем, кто хочет открыть аналогичный бизнес?
В первую очередь — надо понять, для чего вам надо открывать именно чайную. Если вы ищите бизнес с минимальными вложениями, быстрым оборотом и небольшим функционалом — это плохая идея.
Каждый год появляется много новых чайных. Но если 10-15 лет назад можно было открыть просто чайную, где до сих пор действует принцип 80/20. Когда 20% постоянных клиентов делают 80% чеков.
То сейчас надо делать какой-то оригинальный проект. Только тогда будет шанс выжить.
Еще один аспект — знания. Без них можно даже не начинать. А знать нужно все — от закупок, до сотрудников.
И обязательно надо иметь хорошую финансовую подушку.
Мнение предпринимателей является субъективным и может не совпадать с мнением редакции.
Если вы хотите рассказать о своем бизнес опыте, пишите нам в Телеграм - @f_hopes_and_fears или на почту [email protected]
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей