ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
Случай Epic Games действительно уникальный. Так низко упасть, а потом так высоко взлететь не удавалось больше никому.
Компания была основана в 1991 году и сначала называлась довольно скучно — Potomac Computer Systems, а потом, напротив, слишком уж круто — Epic Megagames (“Эпические мегаигры”). Интересно, что ее дебютным проектом был довольно сложный даже по сегодняшним меркам конструктор игр ZZT (при помощи примитивного инструментария вы собирали собственные мини-игры; ZZT требовала от пользователя знаний программирования). Одним из первых хитов через несколько лет стал боевик про кролика Jazz Jackrabbit, ну а по-настоящему эпичный успех пришел в 1997 году вместе с релизом шутера Unreal.
Дальше компания благополучно росла: вместе с Microsoft выпустила хитовую серию Gears of War и торговала движком Unreal Engine (движок — это базовый набор программ, на котором создаются игры). А в середине 2010-х началась полоса неудач.
Не то чтобы в Epic что-то делали неправильно — просто время великих игровых студий 90-х подошло к концу. Unreal Tournament, исправно приносивший прибыль полтора десятка лет, вышел из моды; новых хитов Epic не выпускала. Чтобы хоть как-то спасти положение, в компании решили, переступив через собственную гордость, погнаться за трендами. Так появились вялая копия Dota 2 Paragon и клон Minecraft под названием Fortnite (сейчас про это мало кто вспоминает, но в момент релиза Fortnite был совсем другим — там надо было строить форты из подручных материалов). Обе игры ожидаемо провалились, стало ясно, что компания вот-вот прекратит свое существование в прежнем виде, последуют увольнения, продажа долей, а потом, вероятно, и банкротство.
Вместо этого в 2017-м кто-то догадался скопировать идею популярнейшей PlayerUnknown’s Battlegrounds и срочно переделать под нее уже подзабытый и никому не нужный Fortnite. Кто бы мог подумать, что сварганенный за пару месяцев клон под названием Fortnite: Battle Royale станет самой популярной игрой на планете, а Epic Games вдруг превратится в мегакопрорацию с капитализацией в $30 млрд.
Видимо, примирившись с собственной бренностью, боссы Epic Games навсегда потеряли страх. С 2017-го и по сей день они ведут максимально агрессивную политику, воюя одновременно с Valve, Apple и Google.
Пока Fornite бил рекорды популярности, решено было лишний раз капитализировать и без того успешный бренд. Вместе с бесплатным Fortnite, установленным на компьютерах нескольких сотен миллионов пользователей, Epic начала распространять свой онлайн-магазин видеоигр Epic Games Store. Маркетинг был выстроен вокруг того, что EGS во всем лучше главного конкурента, Steam от Valve, на протяжении 15 лет доминирующего на рынке PC. В Steam бывают распродажи со скидками? Epic будет раздавать игры бесплатно каждую неделю. Steam привлекает пользователей при помощи Dota 2 и Counter-Strike? В Epic Games Store будут свои эксклюзивы. Steam забирает у авторов игр 30% прибыли? Epic Games Store будет брать только 12%. Забегая вперед, можно сказать, что уничтожить конкурента не удалось, позиция Steam непоколебима, но Epic уверенно заняла нишу в, казалось бы, не доступном ей сегменте рынка. В 2024-м и Steam, и Epic Games Store продолжают работать: у многих пользователей PC установлены оба магазина.
Открытой схватки с Valve будто бы было мало: в Epic решили соперничать с Apple и Google. Предметом спора стал все тот же Fortnite.
Fortnite — бесплатная игра. В этом нет ничего удивительного: даже не требуя непосредственной платы с пользователей, она может приносить Epic прибыль, привлекая аудиторию к уже упомянутому магазину Epic Games Store, да и просто укрепляя репутацию бренда. Но все же в Fortnite есть и платные опции. Весь игровой функционал доступен бесплатно (проще говоря, сколько денег бы вы ни вливали, на боевых характеристиках вашего персонажа это никак не скажется), но вы можете покупать косметические апгрейды, меняя внешность герою. Вокруг такой несущественной, на первый взгляд, мелочи выстроен многомиллиардный бизнес. Пользователи охотно расстаются с деньгами, превращая своего персонажа в Джона Уика или Люка Скайуокера.
Fortnite работает на множестве девайсов — от персональных компьютеров, PlayStation 5 и Xbox Series X до престарелых смартфонов десятилетней давности. У каждой платформы свои правила. На протяжении многих лет был принято, что если продавец выставляет свой товар на виртуальном прилавке магазина Apple или Google, то он обязан отдавать им 30% своей прибыли. Вновь, как и в случае с Valve, в Epic заявили, что треть — это слишком много, достаточно забирать 12%. В отличие от собственного магазина, в котором можно устанавливать любые правила, тут они были в гостях — Apple и Google не собирались подстраиваться под требования компании, которая на их территории ничем не отличалась от тысяч других создателей контента. Но Epic это не остановило. 13 августа 2020 года было объявлено, что для совершения внутриигровых покупок в Fortnite больше не нужно переводить деньги через платежные системы Apple и Google, а можно, воспользовавшись сторонним сервисом, платить напрямую Epic (проще говоря, Apple и Google теряли всю прибыль, которую приносил Fortnite). После такой дерзкой выходки игра тут же пропала из App Store и Google Play. Началась серия судебных разбирательств.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей
Если коротко, то позиция Epic Games заключалась в том, что Apple и Google незаконно монополизировали рынок и ввели грабительский налог в 30%, душащий простых разработчиков и убивающий честную конкуренцию. На это владельцы App Store и Google Play ответили, что Epic попросту нарушила соглашение, сначала приняв правила платформ и разместив на них Fortnite, а потом отказавшись от своих слов. Представьте, что вы пришли торговать на рынок, договорились, что заплатите за аренду места, а потом, получив прибыль, вдруг отказались платить, — приблизительно так, по мнению Apple и Google, поступила Epic.
Разбирательства начались в 2020 году и не закончились до сих пор. Кое в чем их результаты схожи. Суд постановил, что Epic действительно нарушила свои соглашения с Apple и Google, и обязал выплатить той и другой штраф. Несмотря на это, также было решено, что компания все-таки имеет право предоставлять своим клиентам возможность платить через сторонние сервисы, а не через платежные системы Apple и Google. Казалось бы, компромисс найден, все стороны конфликта довольны — но тут в дело вступил важнейший нюанс. По всем прочим вопросам Apple и Google были в одинаковом статусе, но когда речь зашла о незаконной монополизации рынка, мнения разделились.
В 2021 году суд постановил, что Apple должна разрешить разработчикам направлять пользователей к альтернативным системам платежей вне App Store, но в остальном Apple не была признана виновной в нарушении антимонопольного законодательства.
А в конце 2023-го года жюри признало Google виновной в злоупотреблении монопольной властью. Суд постановил, что Google использовала антиконкурентные практики для защиты своей платформы от конкуренции, нанося вред разработчикам приложений, включая Epic Games.
Проще говоря, в суде решили, что Apple не нарушила антимонопольное законодательство, а Google нарушила. Поклонникам Android такое решение может показаться не только предвзятым, но и попросту безумным. Дело в том, что App Store — это закрытая платформа, не допускающая скачиваний со сторонних сайтов. Магазин Google и операционная система Android, напротив, максимально открытые; вы можете скачивать программы, просто кликая по ссылкам из интернета; жесткого контроля нет.
Как же так вышло, что закрытая система, в которой не допускается своеволие клиентов, оказалась, по мнению судей, честной и не нарушающей закон, а открытая и поощряющая творчество пользователей вдруг была признана монополией, которая душит конкуренцию?
Это очень сложный вопрос, который, вероятно, будут разбирать в университетах студенты-юристы на протяжении многих лет. Журналисты The Verge нашли семь причин для такого неоднозначного и, возможно, несправедливого решения.
Победу Apple, доказавшей свою невиновность, можно было бы рассматривать как прецедент (проще говоря, раз Apple выиграла, то и Google тоже), но в суде было решено не ссылаться на предыдущее дело.
Apple продает iPhone и контролирует все, что с ним связано. Простая и прямолинейная схема, никаких подводных камней.
Google не продает Samsung Galaxy или Motorola Droid. Она создает экосистему на базе Android, заключая всевозможные сделки с производителями смартфонов. Если они соглашаются размещать приложения Google (Chrome, Gmail, YouTube и прочие), то с ними делятся частью прибыли. Присяжные решили, что это непрозрачная схема, позволяющая подавлять конкуренцию.
Обыкновенный музыкальный стриминг должен платить Google 11% от своего дохода, а популярнейшему Spotify было дозволено работать бесплатно. Netflix платил 10%, а его менее крупные конкуренты — 15%. На основании этого жюри пришло к выводу, что Google не относится к разработчикам справедливо.
По мнению Шона Холлистера из The Verge, присяжные просто устали от длиннющих финансовых отчетов, которые пытались изложить адвокаты Google, и поверхностно оценили дело как “битву добра и зла”, встав на сторону условных простых парней из народа, Epic.
Юристам Epic удалось предоставить суду документы, в которых сотрудники Google прямым текстом упоминали вытеснение всех прочих цифровых магазинов из устройств Android.
Также удалось доказать, что после начала конфликта с Epic в Google было принято решение удалять переписки (вероятно, для того, чтобы их нельзя было использовать как доказательства в суде). Хотя само по себе это не является преступлением, такое поведение выглядит подозрительным: будто бы сотрудникам есть что скрывать.
Решающую роль в вердикте присяжных сыграло определение рынка. Иными словами, важно было понять, о чем вообще идет спор. Так, в соседнем разбирательстве с Apple было установлено, что рынок — это “транзакции с цифровыми мобильными играми”. Как только этот вопрос был решен, сразу стало возможно смотреть по сторонам. Другие торговцы видеоиграми — Sony, Microsoft, Nintendo и уже упомянутая Valve — берут с разработчиков 30% от прибыли, следовательно, Apple от них практически не отличается, обвинять ее нет смысла.
В случае с Google рынок определили иначе: “распространение приложений для Android и услуги по выставлению счетов в приложениях для Android”. При такой формулировке придраться к несправедливому ограничению конкуренции стало проще.
Тут все зависит от вашей точки зрения. При желании можно найти аргументы и в пользу позиции Epic Games, и Apple, и Google. Обывательская логика здесь не работает. Капитализация Epic Games оценивается миллиардами, а Apple и Google — триллионами долларов, и в данном случае суд — не попытка найти столь часто упоминаемую на нем справедливость, а демонстрация того, кто лучше понимает правила игры и увереннее ими пользуется.
Мы подготовили для тебя 13 перспективных бизнес-идей подходящих, как для новичков, так и для опытных предпринимателей