В одном из эпизодов сериала «Миллиарды» герой оказывает давление на своего соперника, отправляя к его ранчо поезд с нечистотами, собранными из нью-йоркских общественных туалетов. Пять лет назад такая история казалась не слишком убедительным комедийным трюком от ленивых сценаристов — а сегодня это повседневная реальность.
Экскременты в промышленных объемах действительно используются как инструмент конкурентной борьбы — причем формально в их доставке нет ничего противозаконного. Мало ли: может, вы действительно фермер, забывший забрать удобрения, в течение двух недель отравляющие своим зловонием пункт выдачи заказов.
Получите бесплатный бизнес-план, чтобы сэкономить время
Мы собрали пять самых гадких, но при этом относительно легальных способов конкурентной борьбы и даем советы, как противостоять каждому из них.
Мы недавно писали, как ПВЗ в Ленинградской области подвергся атаке конским навозом и куриным пометом. Перефразируя Яна Флеминга, невольно восхищаешься цинизмом этой уловки: нужно заказать как можно больше дурно пахнущих удобрений и не забирать их. По правилам маркетплейсов товар будет дожидаться покупателя в течение двух недель, отравляя все это время воздух в помещении и жизнь работников и клиентов. Так и хочется отправить зловонный заказ обратно — но в таком случае заказчик тут же напишет жалобу, ПВЗ получит штраф, а то и вовсе закроется.
Пример с навозом экстремальный, но есть и чуть более цивилизованные, менее вонючие, но не менее эффективные вариации этого же трюка. Можно просто захламить ПВЗ конкурента: заказать много дешевых крупногабаритных предметов (цемент, доски, гантели) и оставить их пылиться на складе, не забирая. Они занимают много места и мешают сотрудникам.
Как с этим бороться:
Только что речь шла о буквальном дерьме, а теперь — в переносном смысле, но вони от него не меньше. Иногда конкуренты запускают фейковую чернуху: оставляют негативные отзывы, делают массовые возвраты, заваливают поддержку жалобами, спамят в соцсетях. Цель — сбить рейтинг, испортить репутацию и снизить продажи.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
В суде это доказать не удалось, но, если верить Time, такой пакости не гнушался, на секундочку, Uber. В 2014 году Lyft обвинил Uber в том, что сотни его сотрудников оформляли заказы через Lyft, а затем отменяли их. Это создавало иллюзию высокого спроса, перегружало систему и мешало настоящим клиентам. Проще говоря, таксист приезжал на точку, терял заказ, никого не вез и тратил бензин впустую, а клиенты (реальные, не фейковые) оставались без такси.
Как с этим бороться:
Метод из арсенала корпораций: повысить расходы конкурента так, чтобы он не выдержал. Это может быть негласная сделка с поставщиками (например, бойкот или запрет продавать конкуренту), давление на логистику или навязывание завышенных условий.
Исторический пример — забастовка шахт в США в 1959 году. Профсоюз United Mine Workers договорился с крупными шахтами о повышении зарплат. Небольшие шахты были вынуждены тоже платить больше, но не потянули — и обанкротились — а как только конкурентов не стало, крупные компании тут же вернули прежние низкие зарплаты.
Прочие примеры в этой подборке относительно безобидные — а это вполне ясный, предусмотренный российским законом сговор, за который можно быть привлеченным к ответственности.
Как с этим бороться:
Контрпример: на этот раз маркетплейс оказывается не просто площадкой для недобросовестной конкуренции, а сам превращается в мошенника, который эксплуатирует своего партнера-продавца.
Так в свое время сделали на Amazon: отследили, какие товары лучше всего продаются у независимых продавцов, а затем выпустили почти идентичные аналоги под маркой Amazon Basics. Один из ярких кейсов — история Peak Design, производящих сумки. Amazon выпустил точную копию их самой популярной модели и продавал ее значительно дешевле. При этом внешний вид, описание и даже фото упаковки были максимально схожи. Для обычного покупателя различия были почти незаметны. Владелец оригинала снял сатирическое видео, Amazon подмочил репутацию, но товар так и остался в продаже.
Как с этим бороться:
Конкуренты могут распространить ложную информацию о скидках или акциях от имени другого бренда, чтобы заманить клиентов, а затем не выполнять обещания. Это вызывает недовольство покупателей и вредит репутации. Скажем, в соцсетях распространяются фейковые объявления о «бесплатной раздаче» товаров от имени известного бренда одежды: доверчивые клиенты бегут в магазины за халявой — и тут вдруг оказывается, что никаких бесплатных раздач нет. Огорченные клиенты, не разобравшись, что их использовали, в гневе пишут негативные отзывы и проклинают «вероломный» бренд.
Как бороться: