ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
Многие творческие люди, небольшие бренды, индивидуальные предприниматели сейчас представляют свой продукт на главных платформах с доступом для всех пользователей. Мы взяли интервью у генерального директора «МаксМаркет» Максима Ильина, который не только застал время становления маркетплейсов, но и построил собственную успешную бизнес-систему.
Самую свежую и более подробную информацию про бизнес и все, что с ним связано, можно узнать из нашего Телеграм-канала.
В далеком 2014 году я работал в первом и крупнейшем маркетплейсе России на тот момент — Wikimart. Можно сказать, что должность та была роковой, так как именно благодаря ей я влюбился в саму концепцию маркетплейсов. Понял, что за подобными стратегиями будущее, и будущее это — комфортное и светлое. Уже тогда было очевидно, что онлайн-рынок популяризируется, потому что он значительно упрощает процесс покупок.
Тогда казалось, что все это — новая Вселенная. И весьма закономерно у меня появилось желание все в ней изучить, стать ее частью и создать что-то новое в этой системе координат.
Маркетплейс — бизнес, требующий серьезных вложений. Сколько первоначальных инвестиций вы вложили в открытие бизнеса?
По меркам рынка, числа совсем несерьезные — взял своих 550 тысяч рублей и кредит на 1 млн рублей. Какая из этого выросла империя в итоге — можно наблюдать уже сегодня. Окупил свои старания и усилия многократно.
Какие стратегии маркетинга помогли привлечь пользователей и продавцов на ваш маркетплейс?
Из самых часто используемых методов — digital-реклама: email-рассылки, социальные сети, которые мы ведем крайне активно, а еще seo-продвижение на основе регулярного анализа других игроков и отрасли в целом.
Еще довольно часто привлекаем лидеров мнений. Как, например, наше постоянное сотрудничество со Сбером. Мы есть в каталоге франшиз, применяем их систему «Спасибо» и частенько становимся участниками мероприятий, организованных Сбер Университетом.
Сейчас особенно работаем по двум направлениям: над узнаваемостью бренда и привлечением не только покупателей, но и партнеров. В том числе оптовых и франчайзи.
Что было самое сложное в начале работы?
Самое сложное — это неизвестность. Нет понимания, получится у тебя или нет. Ты все время находишься в подвешенном состоянии. Единственное, что удерживает на плаву — это желание достигнуть цели. Даже проходя через препятствия, ты понимаешь, что это часть пути. Любые провалы и неудачи бьют по тебе так сильно, потому что приближают ту самую неизвестность, которой ты боялся по началу.
Известно, что в России есть 3 крупных игрока среди маркетплейсов. Как вы считаете, на каком месте вы?
Если оценивать всю картину целиком, то топ выйдет таким: Вайлдберриз, Озон, Яндекс.Маркет, МегаМаркет, KazanExpress и мы, МаксМаркет. Сейчас занимаем 0,1% от общего объема интернет-рынка России. И однозначно не собираемся на этом останавливаться.
Как вы справляетесь с конкуренцией на рынке, и какие преимущества ваш маркетплейс предлагает по сравнению с другими платформами?
Сегодня наш главный оппонент за место под солнцем — интернет-магазины. Например, можем выделить Онлайнтрейд.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Мы поддерживаем живое общение с клиентами и потенциальными партнерами. В отличие от более крупных игроков рынка, которые заменили ассистентов на голосовых помощников и роботов, тем самым отдалив себя от потребителей.
Из очевидных преимуществ нашей системы — низкий порог конкуренции среди селлеров. Это дает им большой шанс достигнуть максимальной маржи. Ведь продавцов еще сравнительно немного.
Насколько сложно масштабировать бизнес в данной сфере?
Нам удалось масштабироваться довольно быстро, хоть и не просто. Буквально за последние пять лет мы выросли от 3 до 1000 сотрудников. Получилось это благодаря многим факторам: моей собственной демократической системе управления, которая однозначно принесла свои плоды, стараниям HR-отдела и слаженной работе всего руководящего состава.
Также мы стимулируем сотрудников системами корпоративного питания, корпоративного транспорта, тренингов и повышением квалификации, отсутствием дресс-кода и общей лояльностью процесса работы.
Еще вкладываем в благотворительность: не так давно создали свой собственный Фонд «Добро с МаксМаркет», который занимается помощью детям и женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Что также дополнительно мотивирует сотрудников и привлекает к нам немало клиентов и партнеров. Ведь мы все становимся частью добрых дел.
Как вы удерживаете пользователей на вашем маркетплейсе?
Довольно распространенные и ходовые приемы, которые сегодня используют, пожалуй, все компании — push-уведомления, email-маркетинг. И хотя такие письма и сообщения часто попадают в спам или безжалостно скролятся, эти способы приводят к нам сотни пользователей.
Также любим розыгрыши и всевозможные акции. Что легко можно заметить по социальным сетям, где мы регулярно разыгрываем фирменный мерч, сообщаем о выгодных предложениях для франчайзи или оптовых партнеров
На днях в правительстве предложили ограничивать открытие ПВЗ для крупных маркетплейсов. Как вы относитесь к таким предложениям?
Не берусь отвечать за все случаи в целом, но из тех, о которых я знаю и с которыми сталкивался — государственное регулирование работы крупных игроков рынка или отдельно взятых компаний часто негативно сказывается на развитии бизнеса. Эти ограничения искусственно созданы и лишь мешают им развиваться совместно с актуальными реалиями рынка.
Изначально это предложение от правительства стоит рассматривать достаточно скептично, уже только потому, что оно находится лишь на этапе обсуждения.Такие инициативы часто по итогу получают абсолютно неузнаваемые вид и форму.
Регулирование в лоб точно не приведет ни к чему хорошему, лишь к топорным решениям с обеих сторон. Однако при совместной работе государственных и бизнес-структур, изменения пойдут на пользу и помогут контролировать такой аспект, как искусственная конкуренция. К ней часто прибегают при монополизации рынка ПВЗ, что негативно сказывается на всех участниках бизнес-процессов.
Сколько стоит запуск ПВЗ для партнера, и как быстро он может выйти на окупаемость?
Сейчас запуск ПВЗ у нас стоит 2,2 миллиона рублей. В эту стоимость входит полное сопровождение, закупка продукции, найм сотрудников и полное брендирование. Единственный аспект, который входит в ответственность франчайзи — оплата аренды помещения, хотя и ее мы частично компенсируем.
В среднем, примерно на 14-16 месяц франчайзи уже выходит на окупаемость с работы пунктов выдачи заказов. Дальше эта цифра лишь растет в геометрической прогрессии.
Сколько сейчас продавцов подключены к вашему маркетплейсу?
Сейчас с нами сотрудничает более 3500 оптовых партнеров, в разных категориях и совершенно вариативных по масштабу и объему закупаемой продукции. Для сравнения, еще два года назад было лишь несколько сотен.
По какой системе вы работаете?
Система, которую мы выбрали после многих лет работы и анализа рынка — это FBO (Fulfillment by Operator). Мы упаковываем и отвозим товар на наши склады и уже с них доставляем продукцию покупателю. Под каждый ПВЗ у нас есть сеть складов небольшой площади.
А поступали ли вам предложения по открытию ПВЗ в дальних регионах?
Наши ПВЗ представлены практически по всей территории РФ. Плодотворно и упорно работаем сейчас над масштабированием и за пределами РФ, в странах СНГ. Предложения сотрудничества получаем регулярно не только из ближних, но и из дальних регионов. Например, есть ПВЗ и во Владивостоке! Однако преференции по зонам как таковой у нас нет.
Насколько сложно и дорого заходить в новый город?
В региональных городах картина на самом деле более-менее похожая. Самая большая сложность и дороговизна приходятся на Москву. Тут и особые условия продажи товаров, и высокая стоимость как зарплат сотрудников, так и аренды помещений. Но нам удается избегать дополнительных расходов и сложностей, благодаря разработанной и налаженной нами системе открытия.
Сколько денег вы закладываете на рекламный бюджет в месяц?
Скажу лишь, что ежемесячно закладываем такое количество средств, чтобы покрыть расходы на таргетированную и контекстную рекламу, которая быстрее и эффективнее всего окупается.
Какая у вас средняя выручка и прибыль?
Чистая прибыль в этом году составила 140 миллионов рублей. Оборот же — 130 миллиардов рублей.
У вас открыто уже 566 ПВЗ. Какие планы на 2024 год?
Собираемся преодолеть планку в 1000 открытых ПВЗ. Сейчас также активно разрабатываем и внедряем систему не просто с возможными продажами на самом пункте, но и концепцию ПВЗ повышенного комфорта. Вижу это так: клиент будет не просто ожидать своего заказа, а сможет расслабиться в зоне отдыха, выпить чашечку кофе и спокойно провести время. Когда ты заходишь в ПВЗ после целого дня активной работы, уставший и смурной, последнее, чего ты хочешь — это стоять в душном помещении в очереди из десятка человек.
Сколько сейчас стоит ваш бизнес, и за сколько вы готовы его продать?
Как минимум 40 миллиардов рублей. Не знаю, как могу оценить 7 лет вложенной души на меньшую сумму. Столько дней безвылазной, скрупулезной работы, ночей без сна, ночей в офисе. Мне пришлось пожертвовать всем, чтобы достичь такого оборота и репутации. Я, безусловно, не готов ее продавать и никогда не буду готов. Уверен, совсем скоро «МаксМаркет» будет стоить в десятки раз больше, и будет только дорожать, расти и развиваться.
Как вы считаете, если предприниматель хочет открыть свой маркетплейс, стоит ли ему заходить в эту нишу?
Я искренне верю и по-настоящему убежден, что нишевые маркетплейсы перевернут мир ритейла и сделают жизнь всех людей лучше, проще и наполненной важными моментами. Потому что то время, которое мы раньше тратили на походы по магазинам, теперь можем вложить в общение с родными и семьей, в саморазвитие.
Открыть свой маркетплейс — труд поистине адский, но опыт, который вы получите в процессе — колоссальный и ни с чем не сравнимый. И я настоятельно призываю всех, у кого в голове зародилась идея открыть свое дело — пробовать, спотыкаться и снова пробовать.
Мнение предпринимателей является субъективным и может не совпадать с мнением редакции.
Если вы хотите рассказать о своем бизнес-опыте или начать вести блог, пишите нам в Телеграм — @f_hopes_and_fears или на почту [email protected]