ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
ООО «КОЛИЗЕУМ»
ИНН:9721060027
erid:2SDnjee8xfd
Можно ли открыть бизнес, имея всего 15 тыс. рублей? Оказывается, можно, главное грамотно построить стратегию и не боясь идти к поставленной цели. Бизнесмен Артур Сокольников, собственник компании Ситилайт, 8 лет назад открыл компанию по производству наружной рекламы и сейчас оценивает свое предприятие в 50 млн. рублей.
Что было самое сложное в начале работы, сколько можно заработать на данном бизнесе и какие планы на будущее?
ААртур Сокольников, основатель компании Ситилайт
Когда я открывал свой бизнес, я учился в университете на 3-м курсе и искал варианты заработать. Спорт, как я понял, не прокормит, и задумался о бизнесе. Мой папа - дизайнер интерьеров и параллельно занимался наружной рекламой. Предложил попробовать поработать с нуля в этой сфере и дал пару советов. Мне понравилась ниша, и я снял помещение 20 кв. метров. Далее начал по видео собирать вручную первые вывески. И параллельно учиться работать в графических программах.
Сколько времени работает ваша компания?
В этом году будет 8 лет.
Какой объем первоначальных инвестиций был вложен в открытие бизнеса?
Плюс этого бизнеса в том, что вложения на старте минимальные. Денег у меня в тот момент не было, на минимальные сбережения снял помещение за 15 тыс. рублей. А первый инструмент купил на авансовый платёж от заказчика, которого нашел в холодную.
Что было самое сложное в начале работы?
Страх того, что не получится. В теории все кажется просто, но когда незнакомый человек дает тебе первые деньги, а ты ещё ничего не умеешь, начинаешь переживать с мыслями «а вдруг», «а как другие делают», «а если не смогу сделать, что будет» и т.д.
По факту, я сейчас уверен, что правильное решение - брать и делать, несмотря на мысли и сомнения. Мне это помогло 8 лет назад, и с этим девизом иду на протяжении бизнес-пути.
На сайте вашей компании есть информация, что вы работаете не только с клиентами из Санкт-Петербурга, но и выполняете заказы для Москвы, Великого Новгорода, Петрозаводска, Мурманска, Вологды и других регионов. У вашей компании там филиалы или специалисты выезжают в города?
В Санкт-Петербурге непосредственно главное производство площадью 700 кв. метров. В Москве пока только отдел продаж. На остальные большие города северо-запада настроена контекстная реклама и таргет + идёт поиск тендеров в регионе. Производим всю продукцию тут, наладили логистику и нашли хороших подрядчиков по монтажам.
Увеличивается ли стоимость продукции и выезжает ли специалист в другой город?
Логистика по северо-западу довольно выгодная, есть договоры с транспортными компаниями. Относительно среднего чека заказа сумма перевозки мизерная, поэтому очень часто не включаем её в заказ, а монтаж в среднем стоит также как и в Санкт-Петербурге.
Помещение в собственности или аренда?
В аренде. С учетом ежегодного увеличения площадей пока не задумываюсь о покупке.
Сейчас у вас помещение 700 кв.м., а начинали с 15 кв.м. Какие площади были в промежутке?
После 15-ти было помещение 90 кв.м., в котором находился около 2-х лет. Далее с увеличением заказов понял, что нужно приобретать оборудование, и это подтолкнуло переехать уже в 170 кв. метров.
Потом купил оборудование для широкоформатной печати, снял рядом помещение 80 кв. м., но неудобно было переносить продукцию по улице.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
И впоследствии начали заказывать более масштабные проекты, которые попросту не сделать в таком помещении.
Принял решение снять 570 кв. м. и сделать единое производство со всеми цехами под одной крышей + парковка для монтажных авто.
В прошлом году помещения начали сносить, чтобы сделать набережную с ресторанами, пришлось в течение недели оперативно перевозить все в новое, было много приключений, чуть ли не рейдерский захват, но все прошло хорошо и сейчас я доволен новых местом.
700 кв.м. - внушительная площадь. Какая стоимость аренды?
Вместе с офисами в среднем 300 тыс. руб. в месяц.
Ваша компания оказывает полный спектр услуг по изготовлению, согласованию и монтажу наружной рекламы любого типа. Насколько сложно согласовывать установку рекламных конструкций?
Есть много нюансов, в Санкт-Петербурге с этим все строго, т. к. много зданий - объектов культурного наследия. Плюс очень ограничен выбор вывесок. При этом эффективные варианты наружной рекламы для бизнеса в рамках закона всегда можно грамотно подобрать. Это и есть работа команды и одно из отличий компании от «гаражных производств». У меня в штате квалифицированный специалист по согласованию, который делает документы на вывески по всей России. И, кстати, на моем YouTube-канале есть видео, где я рассказываю, как самостоятельно согласовать вывеску и какие есть нюансы.
Сейчас во многих городах ввели дизайн коды. Это как-то отразилось на вашей работе?
Ограничения в любом случае влияют на уровень заказов и средний чек. Но тут важно быстро подстроиться под новую систему и начать предлагать и продавать все в рамках правил, продумывая плюсы вывески и грамотно подобранные цвета и шрифты. Изменения законов, к сожалению, неизбежная часть бизнеса, и вопрос, насколько грамотно ты можешь выжать из каждого изменения.
Как обстоят дела с конкуренцией?
Компаний довольно много в этой сфере. Недавно была ежегодная выставка «РЕКЛАМА-2020», куда меня пригласили спикером и как раз дали тему конкуренции рекламных компаний. Вкратце, в моей нише 95% компаний пытаются конкурировать за счет демпинга, и я считаю это самой большой проблемой в сфере. Это начало конца и убийство качества и развития отрасли. Я называю конкурентов коллегами, т.к. считаю, что в моей нише работы хватает всем и вопрос только, насколько ты готов и хочешь забрать часть рынка. И насколько готов развиваться, не оглядываясь назад.
Цены на вашу продукцию выше или ниже чем у конкурентов?
Цена средняя, я бы сказал. Конечно, «гаражник» сможет сделать вывеску вручную и оценить её на 30-40% ниже, т.к. у него нет затрат на маркетинг, аренду, фот и т.д. Поэтому конкурировать в цене, как я и говорил, смысла нет. Надо искать другие сильные стороны. Например, акцент на качество и яркость. На гарантийное обслуживание. И, немаловажно, сервис и работа менеджера и дизайнера. Это те моменты, которые не сможет дать кампания уровня гаража.
Какой у вас средний чек?
Средний чек заказа 50 000 руб.
Сколько денег вы закладываете ежемесячно на рекламный бюджет?
Сейчас на все каналы продаж уходит в среднем 300 000 руб.
Какие варианты привлечения клиентов наиболее результативные?
Наиболее результативная контекстная реклама, приносит в среднем 60% клиентов. В общем используем 12 каналов продаж.
Основные - Таргетированная реклама, соц сети, ютуб-канал, тендеры, сервисы по поиску клиентов через услуги и товар (авито, юла), холодный поиск клиентов.
Сколько человек у вас в штате?
34 сотрудника. 23 на производстве и 11 в офисе.
Какая средняя заработная плата в вашей компании?
60 000 рублей.
Ваш бизнес расширяется, и вы постоянно вкладываете в него средства. Это все окупается или цель масштабирование?
Да, до сегодняшнего дня я только реинвестировал все заработанное, оборудование и автомобили купил в лизинг. Все свободные средства стараюсь вкладывать в маркетинг и инновации производства. Цель - масштабирование и создание компании с автоматизированным производством. Для меня бизнес - это второй дом. И сейчас я задумаюсь о поиске инвестиций в свой бизнес для более резких ступеней развития, прорабатываю детально фин. модель и бизнес-план.
Есть ли в ваших планах масштабирование бизнеса за счет франчайзинга?
Сейчас тут 2 пути: филиалы или франшиза. В моей сфере только одна компания пошла по пути франшизы, продали больше чем в 37 городов, если не ошибаюсь. Я сейчас больше склоняюсь к филиалам, но понимаю, что на собственные средства это сделать довольно сложно + необходимо чёткое дистанционное управление и хорошая команда.
Пока в раздумьях, но параллельно делаю видео-курсы, пишу презентации и прописываю регламенты. Все это, в любом случае, пригодится для филиалов или франшизы. Ну и одно из главных проработок - это личный бренд, который я стараюсь "прокачивать" каждый день.
Если не секрет, какая у вас лично прибыль или, может, заработная плата?
Стараюсь, на самом деле, получать зарплату по остаточному принципу. После распределения всех денег на зарплаты, обязательные платежи, средства на развитие и т.д. В среднем моя зарплата 120-140 тыс. рублей в месяц.
В пандемию приходилось тяжело, получал по минимуму, и даже пришлось брать кредиты на зарплаты, понимая, что сотрудникам надо платить за квартиры и кормить семьи.
Сейчас все наладилось.
Сколько сейчас стоит ваш бизнес и за сколько вы готовы его продать?
Есть распространённое мнение, что любой бизнесмен должен думать о продаже бизнеса на этапе его открытия. Я, если честно, не думал об этом на протяжении 8 лет. Но понимаю, что у всего в бизнесе есть своя цена. На данный момент я оценил бы производство и клиентскую базу в 50 млн. рублей.
Чтобы вы могли посоветовать молодым предпринимателям, которые хотят заняться рекламными вывесками?
Первое - не бояться заниматься собственным делом. От теории сразу к практике. Я свой путь прохожу на ошибках, потерях денег и ежедневных приключениях, другого пути я не знаю. Но с уверенностью могу сказать, что в большинстве случаев без этого не обойтись и надо быть готовым к постоянной работе над своим проектом.
Второе - пройти этапы на всех позициях в этой сфере. Я начал со сборщика, далее ездил на монтажи, потом понял, какие требования и скорость должна быть на этих позициях.
Потом стал менеджером по продажам в своей компании, теперь обучаю сотрудников и показываю, как «пробивать потолок в этой сфере». Далее стал согласовывать конструкции и теперь знаю все законы и правила. И так далее. Тем самым я максимально подкован на каждой позиции и знаю её эффективность.
Третье - ежедневно развиваться и быть открытым. Я работаю 24/7, постоянно учусь, читаю книги и общаюсь с представителями моей отрасли. Снимаю блог на YouTube-канале, показываю в Инстаграм производство изнутри. Это все помогает проходить путь, и скорость развития зависит только от самого себя.
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями
Четвертое - не винить никого, кроме себя. Любая ситуация, которая происходила в моем бизнесе, это результат моей работы или недоработок. Поэтому в любой момент, когда приходит мысль о вине государства, сотрудника, налогов, ниши и т.д., не трать время на обвинения, просто пытаться оперативно решить любую проблему.
Пятое - стремись как можно выше! У бизнеса 2 пути: либо он развивается, либо деградирует. Статики нет, поэтому каждая минута твоего времени стоит очень дорого. И пока ты решаешь сделать что-то, другой уже это делает.
Мнение предпринимателей является субъективным и может не совпадать с мнением редакции.
Если вы хотите рассказать о своем опыте работы по франшизе, пишите нам в Телеграм - @f_partnerkin или на почту [email protected]
Мы подготовили для тебя пошаговое руководство, которое поможет тебе запустить бизнес с минимальными вложениями