ООО "Инспот"

ИНН:9715388469

erid:2SDnjeznyo4

ООО "Инспот"

ИНН:9715388469

erid:2SDnjeznyo4

ИП Искалиев Евгений Аойнонович

ИНН:641304383831

erid:2SDnjespHd7

29 августа 2025 в 11:41 0 36

«Были риски, но тогда и сама жизнь была рискованной»: Аркадий Теплицкий — о бизнесе в лихие 90-е, «стартаперах-космонавтах» и нейросетях

 
Аркадий Теплицкий, предприниматель, вице-президент холдинга «Адамант», основатель сети ресторанов Maximilian Brauhaus

 

«В 90-е практически полностью отсутствовали налоги и государственные законы. Если первое для нас было хорошо (улыбается), то второе — очень плохо для всех. Все решалось понятийно. Люди ощущали себя беззащитными в середине, в конце 90-х. Петербург тех времен был апокалиптичен. Я помню, как в 21:00 выглядываешь в окно — темно. Света нет. Никого не встретишь на улице. В 2025 году уже совершенно другое настроение: города светятся вечерними огнями, люди чувствуют себя более раскованными».

Аркадий Теплицкий прошел путь от первых ярмарок 90-х до создания торговых комплексов и запуска современных IT-проектов, а сегодня совмещает бизнес с менторством и образовательными инициативами. В нашем разговоре он делится опытом, воспоминаниями и взглядом на будущее предпринимательства в эпоху нейросетей.

Аркадий Юрьевич, с каким настроением и с какими целями вы вошли в 2025 год? Что удалось реализовать?

В 2025 год я вошел с рабочим настроением. В начале года я поставил две цели. Первая — масштабировать уже довольно успешный IT-проект lava.top, платформу для монетизации цифрового контента. Вторая — развивать свой личный бренд. Работу над развитием личного бренда я начал с формирования сильной команды финансистов, юристов, аудиторов и других специалистов из разных отраслей бизнеса. Они будут помогать мне создавать для молодых предпринимателей учебные курсы, посвященные эффективности бизнеса, и, конечно, вести образовательные программы.  

Бизнес в 90-е

Вы начали предпринимательский путь еще в конце 80-х. Помните тот момент, когда впервые почувствовали себя бизнесменом?

Конечно! Я почувствовал себя бизнесменом, когда после удачной, по тем временам, сделки в конце 80-х увидел первые «большие» деньги на своей кровати. У нас тогда получилось реализовать большую партию ситцевых платьев. Моя доля прибыли от реализации товара составила 5 000 рублей. Ровно столько стоили тогда «Жигули». Я хорошо запомнил момент, когда сидел и пересчитывал пачки этих денег вместе со своей бывшей женой.  

В начале 90-х вы организовали первую вещевую ярмарку в СКК. Как вообще пришла идея, и насколько рискованным было начинание на тот момент?

Мы просто скопировали идею московской ярмарки в ЦСК. Мы изучили их опыт и приняли решение сделать что-то похожее в Санкт-Петербурге. Нам удалось взять в аренду коридоры СКК. Начинание влекло за собой определенные риски, но тогда и сама жизнь была рискованной. Мы чувствовали себя защищенными, потому что одним из наших партнеров был авторитетный в Санкт-Петербурге человек. 

Можно ли сказать, что именно с этой ярмарки началась история «Адаманта»? Как вы поняли, что из стихийной торговли может вырасти целый холдинг?

Да, 100% так и было. Я очень благодарен партнерам, которые тогда убедили нас, что необходимо масштабироваться дальше. Вспомните время, в которое мы начинали. Мы переводили часть денег за границу, так как плохо понимали, что будет в стране завтра.  

Крушение старой системы привело к тому, что большинство людей оказались выброшенными за борт. Наиболее инициативные из них быстро занялись торговлей. Понадобилась площадка, где реализовывать товар. Помните «челнок» — термин из тех времен? Тогда так называли людей, которые ездили в Турцию, Египет, Италию и вывозили оттуда целые сумки вещей.

Челноки как раз и занимали первые места на нашей ярмарке, которые тогда выглядели как двухметровый стол и вешалка сзади.

Открытие первой ярмарки принесло нам большие деньги. Тогда мы запустили вторую — уже на Васильевском острове. Постепенно пришло понимание, что цивилизация идет вперед, можно масштабироваться. Мы начали ездить по миру, изучать торговые комплексы в разных городах и странах. Затем договаривались с городом об инвестиционных условиях, получали землю. Стремились занять локации поближе к метро, ведь обычно там концентрируется поток людей. Так постепенно и начали открывать торговые комплексы в Петербурге. 

Проекты совершенствовались от комплекса к комплексу. Каждая из новых торговых площадок приносила нашей команде все больше связей и ресурсов. Однако первые 10 лет у меня и партнеров лишних денег не было. Все, что мы зарабатывали, реинвестировалось в дальнейшее развитие бизнеса. Именно по этой причине 5-7 лет после образования «Адаманта» я еще жил в съемной квартире. Первые комплексы у нас окупались за 1–2 года. Последние 10 лет сроки окупаемости начали, на наш взгляд, выходить за рамки разумного – требуется 15–16 лет. В связи с этим мы диверсифицировали бизнес в холдинге: производство, услуги, торговая мебель и др. Новые торговые комплексы мы уже не строим.

Назовите, пожалуйста, одно самое главное, принципиальное отличие лихих 90-х от 2025 года в плане ведения бизнеса.

Одного отличия нет, но можно обозначить ТОП-3:

  • В 90-е практически  полностью отсутствовали налоги и государственные законы. Если первое для нас было хорошо (улыбается), то второе — очень плохо для всех. Все решалось понятийно. Люди ощущали себя беззащитными в середине, в конце 90-х. Петербург тех времен был апокалиптичен. Я помню, как в 21:00 выглядываешь в окно — темно. Света нет. Никого не встретишь на улице. В 2025 году уже совершенно другое настроение: города светятся вечерними огнями, люди чувствуют себя более раскованными.  Сегодня есть свои сложности, проблемы, тяжелая геополитическая обстановка. Но это все равно цивилизация. В 90-е ее не было.
  • Отсутствие страха. В 90-е у меня не было страха за себя, но был за семью и друзей. В сравнении с 2025 годом тогда были беспредельные, как говорится, лихие времена.
  • Отличались и мы. Мы были голодные, жадные до денег достижений и власти. В 2025 году что-то, к сожалению, а что-то, к счастью, полностью изменилось.

Социальные проекты

 Ваша компания «Адамант» регулярно участвует в социальных и благотворительных инициативах. Какие проекты для вас сегодня особенно важны? Что из недавнего вам самому ближе всего по духу?

«Адамант» участвует в различных благотворительных проектах. К примеру, помогает детским домам. Однако объем этой помощи в сравнении с тем, что делает по отдельности каждый из партнеров «Адаманта», невелик. Так, двое из моих партнеров — православные. Они помогают в строительстве церквей, усилении христианской жизни. Один из них, кроме прочего, еще и поддерживает театры и галереи Санкт-Петербурга. Моя личная благотворительная деятельность лежит внутри еврейских организаций. Я занимаю пост вице-президента «Регионального еврейского конгресса в Санкт-Петербурге». Он существует с 1996 года,  я вступил в него с момента основания. Еще иногда помогаю молодым бизнесменам. Я не имею ввиду стартапы, а просто помощь небезразличным мне людям в виде стартового капитала, которую я рассматриваю как собственный вклад в будущее. 

Менторство и образование

Параллельно с бизнесом вы развиваете академию, записываете подкасты, ведете Telegram-каналы. Что вам сейчас ближе: быть предпринимателем или наставником?

Предпринимательская и менторская деятельность для меня основаны на коммуникации, поэтому я не могу их разделить и ответить, что мне ближе. Как заметил один мой знакомый бизнесмен, его профессия — это говорить с людьми, потому что на общение он тратит 80-85% рабочего времени, а уже остальное — на бизнес-планы и контроль проектов. Мне откликается такой подход. 

Однако предпринимательство и менторство различаются для меня по количеству эмоций, ради которых мы все живем. Я регулярно выступаю перед разными студентами, предпринимателями, резидентами бизнес-сообществ. Меня вдохновляет обратная связь, когда я вижу интерес и благодарность в глазах слушателей. В предпринимательстве же мне все предельно ясно — я просто выделяю проекты с интересным для меня сроком окупаемости в 2-3 года. 

 Как вы ощущаете спрос на менторство сегодня? Чего ждут молодые предприниматели от общения с вами?

Это действительно важный вопрос, потому что пока существует разрыв между тем, что молодая аудитория ждет от меня и что я им предлагаю. Я вижу две причины такого разрыва. Первая — молодые предприниматели ищут прикладных знаний и техник, которые помогут им заработать в течение 2-3 месяцев. Я же пока не понимаю, как им предоставить такие инструменты, потому что мой собственный путь развития был постепенным. Вторая причина — разница в рыночной конъюнктуре 2025 года и 90-х. Тогда практически любой бизнес мог быть успешным из-за высокого спроса.

Сегодня ситуация сложнее: большинство ниш занято, и успех возможен либо через гениальные идеи, либо через улучшение существующих решений.

Способность генерировать такие идеи — редкость. Сейчас я вместе с командой активно работаю над тем, чтобы устранить разрыв в моем предложении и их ожиданиях.

Существует также скрытый спрос на менторство в области человеческих отношений. Об этой проблеме редко говорят, но людям важно понимать, как выстраивать отношения с партнерами или детьми. Вопросы о воспитании я получаю реже, так как они волнуют  людей постарше, в то время как возраст моей основной аудитории — до 30–35 лет. 

Спрос на менторство в области отношений между мужчиной и женщиной я связываю с тем, что за последние 20–25 лет произошли значительные изменения в социальных ролях и формах общения между полами. Во всем мире изменилась даже сама «игра ухаживаний», которая оставалась относительно стабильной на протяжении тысячелетий. Любовь, конечно, главное, что есть в нашей жизни, но я уделяю столь пристальное внимание данным вопросам, так как они еще и тесно связаны с более широкими социальными и геополитическими процессами. Для нации опасно, когда смертность превышает рождаемость, поэтому разговор о демографических вызовах необходим для сохранения России как великой державы. 

Разборы бизнеса

Какой пример недавно запущенного бизнеса вам особенно запомнился? Мой недавний фаворит — приложение для подсчета калорий, запущенное тремя студентами на базе ChatGPT, которое мгновенно сделало их миллионерами. Можете вспомнить что-то столь же яркое?

В настоящее время я сосредоточен на развитии собственных проектов, поэтому не могу уделять много внимания анализу сторонних бизнес-инициатив. Однако я периодически посещаю разные рестораны, некоторые проекты мне очень нравятся. Например, в Санкт-Петербурге меня впечатлило новое заведение Дмитрия Блинова — Frantsuza Bistrot.

К большинству инвестиционных предложений, поступающих ко мне на разбор, нельзя относиться серьезно. К примеру, недавно мне представили проект, основанный на математической модели расчtта биоритмов для определения оптимальных дат перелtтов или поездок. Подобных предложений, на мой взгляд, сильно оторванных от реальности, я получаю  много. Довольно редко, но попадаются интересные. Недавно мне отправили хороший проект, я даже провел для основательницы личную консультацию. Однако это было предложение стать партнером серьезного бизнеса, а не стартапа.

Мне очень понравился ваш разбор начала партнерства Джесси и Уолта из сериала «Во все тяжкие». А не могли бы вы выделить главные ошибки Уолта — из-за чего в итоге он прогорел? Был ли хоть какой-то шанс спастись и сделать бизнес стабильным?

Я считаю, что данный сериал все же не о бизнесе, а о метаморфозах человека, которые и произошли с Уолтом. Он прожил остаток своей жизни на максимум, оставил какие-то средства семье, как и мечтал. В этом плане он реализовался. Однако шанса на полноценный успех не было ни у него, ни у  Джесси, потому что невозможно сделать стабильным бизнес, связанный с криминалом. Ты можешь ограбить банк несколько раз, но тебя же все равно рано или поздно поймают. 

И еще очень интересная мысль из ваших соцсетей про креативные идеи, которые замечательно выглядят на бумаге, но оторваны от реальности и не приносят прибыль. Можете назвать идеальный пример такой романтической идеи, которая была суперкреативной, но не спасала ни от какой реальной боли и в итоге провалилась?

Здесь необходимо четкое разделение, так как авторы идей, оторванных от реальности, могут преследовать разные цели. Есть ряд людей, которые приходят к инвесторам с креативной идеей, чтобы втянуть их в очевидно убыточный бизнес. Они красиво оформляют свои проекты, обещают миллиардную прибыль, а потом, когда ничего не получилось, ссылаются на то, что в бизнесе никто не застрахован от рисков. 

Совершенно иная ситуация складывается, когда человек искренне верит в свою креативную идею. Я называю таких людей «космонавтами», потому что они оторваны от реальности, не опираются на аналитику. Крайне редко, но из такого бреда рождаются проекты с миллиардными оборотами. Часто даже автор креативной идеи не до конца понимает, к чему это может привести, поэтому для него успех становится не меньшим чудом, чем для окружающих. Например, никто на старте не верил в Гейтса и Microsoft. Цукерберг вообще создавал Facebook (запрещенная в России соцсеть), чтобы знакомиться с девушками со своего факультета.  Чуйка инвестора как раз и нужна, чтобы угадать, какая из множества таких идей окажется жизнеспособной. Мне довелось встречать «космонавтов», с кем-то из них мы даже вполне удачно сотрудничали. Однако партнерство у меня складывалось в тех случаях, когда после личных встреч я понимал, что у меня с собеседником  совпадают система ценностей и алгоритм мышления. 

Нейросети

Не могу не спросить про тренд последних лет — нейросети. Вы сами пользуетесь ими в бизнесе или в повседневной жизни?

На меня производят большое впечатление динамика развития и возможности технологий, основанных на искусственном интеллекте. У меня есть проект, связанный с нейросетями. Сейчас идет финальный этап подготовки моего цифрового двойника, который сможет отвечать на вопросы о бизнесе в отдельном боте. На текущий момент мы пытаемся сделать так, чтобы он говорил с соблюдением моего TOV: не растекаясь мыслью по древу, с легкой недосказанностью и немного с сарказмом.

Я уверен, что человечество уже не свернет с пути постепенного внедрения ИИ в разные сферы жизни. Однако, на мой взгляд, больше идей о том, как можно использовать возможности нейросетей в бизнесе скорее придет в голову моему менеджменту, потому что они представители другого поколения.  

Каким вы видите их влияние на предпринимательство в ближайшие 5–10 лет? Это больше угроза или инструмент роста?

Я склоняюсь к тому, что для предпринимателей искусственный интеллект — это инструмент роста. Но нельзя предсказать, не обернется ли все сценарием из «Матрицы».

Сегодня каждый человек имеет опыт взаимодействия с ИИ. На мой взгляд, нейросети приносят больше пользы подрядчикам, чем основателям бизнеса.

Например, в ресторанном бизнесе, которым я занимаюсь, невозможно все просчитать. Здесь больше важна интуиция. Ты либо угадал, либо придется свернуть проект. Даже крупные рестораторы, такие как Новиков, закрывают каждое пятое заведение.

При этом подрядчики, которые занимаются разработкой рекламных кампаний для ресторанного бизнеса, могут значительно улучшать, ускорять и удешевлять свои бизнес-процессы благодаря симбиозу собственного и искусственного интеллекта.

Получите бесплатный бизнес-план, чтобы сэкономить время

Получить
Как вам статья?
Запросить финмодель Компания Общие инвестиции Месячная прибыль Окупаемость Кол-во точек
2,5 млн ₽ 1 млн ₽ 2 месяца 37
1 млн ₽ 300 000 ₽ 4 месяца 131
1,9 млн ₽ 100 000 ₽ 19 месяцев 10
590 000 ₽ 200 000 ₽ 3 месяца 42
От 540 000 рублей От 300 000 рублей с 6 месяца 12 месяца 25
Показать еще
Подпишись на свежие новости

Всего раз в неделю, самые актуальные новости и предложения.


ИИ-камеры для роста прибыли франшиз